В истории России заметный след оставили многие купеческие династии: Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Бутины, Второвы. К их числу принадлежат и купцы Кандинские. Об этих забайкальских предпринимателях с неоднозначной репутацией в Сибири по сей день ходят легенды, а двух представителей семьи Кандинских знают во всем мире.
Путь к славе
Предками купцов Кандинских были хантыйские князья, принявшие православие. Первым представителем этой фамилии за Байкалом стал якутский посадский Петр Алексеевич Кандинский, который в 1752 году ограбил в Якутске две церкви и два монастыря, за что и попал на каторгу в Нерчинские рудники.
Отбыв наказание, он получил возможность поселиться в качестве крестьянина в Бянкинской слободе, недалеко от Нерчинска. Здесь он сочетался браком Дарьей Атласовой, происходившей из рода знаменитого первооткрывателя камчатки Владимира Атласова. В этом браке родились шесть сыновей (Хрисанф, Матвей, Алексей, Павел, Владимир, Иван) и три дочери (Ксения, Татьяна, Ольга).
Старший сын Петра Алексеевича по имени Хрисанф обладал предпринимательским талантом. Как и отец, он начал сколачивать первоначальный капитал на большой дороге, за что и угодил на каторгу. Став свободным, решил заняться более безопасным делом. Вместе с многочисленными родственниками Хрисанф торговал пушниной и хлебом, поставлял для Нерчинских заводов лес и соль, давал взаймы деньги под проценты. В 1817 году он был переведен из податного в купеческое сословие. В 1834 году ему было присвоено почетное гражданство, а в 1840-м — звание коммерции советника.
Так Кандинские «выбились в люди». Поначалу их семейное гнездо находилось в Бянкино. Затем значительная часть семейства обосновалась в Нерчинском Заводе, где в 30-х годах XIX века сыновья Хрисанфа Николай и Христофор (всего у купца было семь сыновей и одна дочь) приобрели у одного из своих поверенных деревянный двухэтажный дом с мезонином. Его фасад был украшен четырьмя изящными колоннами и высоким крыльцом.
Чуть позже по его образцу они воздвигли еще один дом на каменном фундаменте. Именно его сейчас и называют домом, а иногда даже дворцом Кандинских. Также на территории купеческой усадьбы находились амбары, баня, беседка, помещение для прислуги.
Купцы Кандинские были одними из богатейших людей за Байкалом и могли позволить себе приобретать предметы роскоши, устраивать балы, музыкальные и литературные вечера. Частыми гостями в их доме были поэты Федор Бальдауф и Алексей Таскин, архитектор Лаврентий Иванов, заведующий химической лабораторией Егор (Георг) Пранг и другие представители местной интеллигенции.
Жизнь в роскоши
О Кандинских читающая Россия узнала благодаря писательнице и дочери начальника Нерчинских заводов Оскара Деймана Екатерине Дубровиной. Для написания романа «Семья Критиских» она использовала некоторые факты из истории Кандинских, которых хорошо знала.
В ее произведении есть интересное описание знаменитого купеческого особняка: «Дом был готов, и Николай Христофорович сделал из него трактир для всей холостой публики, съезжавшейся на зиму в Поселье. С утра до вечера и с вечера до утра в зале стояли раскинутыми карточные столы, и банкометы, истомленные бессонной ночью, волнением и проигрышем, освежались шампанским, щедро лившимся хозяйской рукой. В игре, чумой носившейся в воздухе, сам Критский никогда не принимал участия и не любил ее».
По документам удалось установить, что интерьер дома по меркам Нерчинского Завода был поистине роскошным. В кабинетах стояли шкафы со стеклянными дверцами и выдвижными ящиками. Кресла были двух расцветок — черные и желтые. Лежанки, столы, стулья и диваны были выкрашены в те же цвета. Стулья были покрашены в цвет орехового дерева. На стенах висели картины. Кроме того, в доме имелось четыре зеркала, часы, два гардероба. По данным краеведа Евгения Петряева, у Кандинских было даже два фортепиано.
Но несмотря на внешний лоск и благотворительные акции, Кандинские были прежде всего коммерсантами, для которых главным было извлечение из любого дела прибыли. Они умели навязать людям кабальные сделки, не стеснялись давать взятки. К середине XIX века в должниках у них числились чуть ли не тысячи людей во Восточном Забайкалье. С влиятельными купцами и чиновниками Кандинские умели дружить — они дальновидно породнились со многими из них.
Разорение Кандинских и знаменитые представители династии
Произвол, который творили Кандинские, возмущал многих. Свидетельством тому служат воспоминания амурского казака Р. К. Богданова: «Кандинские эксплуатировали эту местность и учиняли разные беззакония с помощью всех начальствующих над казаками лиц: пристава Разгильдеева, а над крестьянами — чиновников горнозаводского ведомства, которых Кандинские держали в руках и были связаны с ними родственными отношениями. Люди богатые, делали, что хотели, жалоб на них никто не принимал, а если и разбирались дела, то Кандинские всегда были правы».
Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский, узнав о ростовщических махинациях Кандинских, распорядился не рассматривать инициированные ими дела о словесных и явочных долгах. Часть населения восприняла губернаторский приказ как разрешение не выплачивать долги Кандинским, и вскоре именитые купцы разорились. Николай Кандинский объявил о своем банкротстве и заложил усадьбу в Нерчинском Заводе. Его брат Христофор возражал против этого решения. Так рассорилось некогда дружное семейство.
На фоне упадка могущественного клана постепенно усиливали свое влияние другие коммерсанты. Например, бывшие приказчики Кандинских Бутины стали знаменитыми и уважаемыми купцами.
Дом Кандинских переходил из рук в руки, в начале XX века им владели купцы Израилевы. Сейчас в нем располагается магазин, а постройка, признанная памятником архитектуры, постепенно разрушается.
Из семьи Кандинских вышло немало знаменитых людей, прославивших нашу страну. В 40-50-х годах XIX века в усадьбе в Нерчинском Заводе жил молодой Хрисанф Иосафович Кандинский — внук Хрисанфа Петровича. Тогда никто даже представить не мог, что его сын Виктор Кандинский, родившийся в Бянкино в 1849-м, станет выдающимся психиатром.
В 1855 году в Нерчинском Заводе у родственников гостил Василий Сильвестрович Кандинский — еще один внук Хрисанфа Петровича. Позже он жил в Селенгинске, ездил по Европе. В 1866 году у него родился сын Василий — один из основоположников абстракционизма. Таким образом, отцы Виктора и Василия Кандинских были двоюродными братьями.
Среди Кандинских было немало инженеров, участников Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Изучению генеалогического древа этого обширного семейства посвящены несколько книг и сайтов, а многочисленные потомки Петра Алексеевича Кандинского сегодня живут по всей России и за ее пределами.