Англо-ирландский натурфилософ и богослов Роберт Бойль внес существенный вклад в развитие современной науки. Он был увлеченным экспериментатором, плодовитым автором и одним из сооснователей Лондонского Королевского общества. Всё это не мешало ему верить в возможности алхимии и оставаться ревностным христианином.
Состоятельный экспериментатор без высшего образования
Роберт Бойль родился 25 января 1627 года в Ирландии. Он был 14-м ребенком Ричарда Бойля, получившего впоследствии титул графа Корка. Мальчик получил частное образование, а затем учился в Итонском колледже, но, что необычно для деятеля периода научной революции, не продолжил учебу в университете. Свои знания Бойль углубил во время грандиозного путешествия по Европе в 1639–1642 гг., во время которого он занимался с репетитором.
В 1644 году Роберт поселился в поместье в Сталбридже (графство Дорсет) на юге Англии, где жил за счет своего состоятельного отца, а в середине 1650-х годов он переехал в Оксфорд. В 1668 году Бойль перебрался в Лондон и поселился в доме своей любимой сестры Кэтрин на улице Пэлл-Мэлл в центре города.
Роберт был свободен в выборе своих увлечений и имел достаточно средств, чтобы тратить их на дорогостоящие эксперименты и оборудование. Больше всего его интересовали натурфилософские опыты, которые помогли бы объяснить, как устроен окружающий мир. Для их проведения он построил передовую по меркам XVII века лабораторию и нанял в качестве ассистентов естествоиспытателя Роберта Гука, Фрэнсиса Хоксби, известного открытиями в сфере исследования электричества, и француза Дени Папена — создателя одного из первых паровых котлов.
Финансовое положение Бойля также позволяло ему уделять достаточно времени написанию трудов по математике, медицине и богословию, которые он публиковал на латыни, постепенно завоевывая репутацию в научном мире. Обратной стороной стал частый плагиат его работ.
Из его сочинений следует, что Бойль не придерживался какого-то одного всеобъемлющего метода исследования или одной из существовавших в то время систем взглядов на окружающий мир. Для него на первом месте всегда стояли практические эксперименты, направленные на решение конкретной задачи. При этом, как добропорядочный христианин, Роберт Бойль не видел противоречий между верой и достижениями современной ему натурфилософии. Об этом он написал за год до своей смерти в книге «Христианский виртуоз» (1690), а в течение многих лет он финансировал переводы Нового Завета на разные языки, включая ирландский и турецкий, а также оказывал поддержку миссионерам.
Эксперименты с вакуумом
Одним из основных увлечений Роберта Бойля были эксперименты с воздушным насосом, который смастерил для его лаборатории Роберт Гук. Уникальная для своего времени конструкция включала сосуд, в который можно было помещать различные образцы и отслеживать, как на них влияет изменение давления воздуха.
В 1660 году Бойль опубликовал результаты своих экспериментов с воздушным насосом в книге «Новые физико-механические опыты, касающиеся упругости воздуха». Фактически этот труд написал его ассистент Дени Папен.
Сформулированный ученым в 1662 году принцип, названный впоследствии законом Бойля — Мариотта, гласит, что при постоянной температуре давление, оказываемое некоторой массой газа обратно пропорционально его объему. К этому заключению ранее пришли Ричард Таунли и Генри Пауэр, а знакомый с их работами Бойль смог экспериментально подтвердить существование зависимости между давлением и объемом газа.
Бойль и его ассистенты при помощи воздушного насоса продемонстрировали возможность существования вакуума. Впрочем, с выводами экспериментаторов были согласны не все: например, с критикой выводов Бойля и самой идеи вакуума выступал философ Томас Гоббс.
Кстати, именно Бойль придумал название «барометр» для прибора, измеряющего атмосферное давление, который был создан ранее Эванджелистой Торричелли. Работы Бойля в этой области в итоге стали источником вдохновения для создателей паровых двигателей, без которых была бы невозможна Промышленная революция.
Адвокат алхимии
Бойль выступал в поддержку развития новой науки — химии — и стремился восстановить ее репутацию, страдавшую из-за ассоциаций со средневековой алхимией. В 1661 году он опубликовал труд «Химик-скептик», в котором признал, что эксперименты алхимиков, стремившихся открыть способ превращения различных металлов в золото при помощи так называемого философского камня, имели ценность для науки. Более того, Бойль использовал свои политические связи, чтобы добиться отмены действовавшего в Англии закона о запрете алхимического производства серебра и золота, технологий которого, впрочем, не существовало.
Бойль и сам ставил эксперименты с популярной среди алхимиков ртутью — похоже, он был искренне убежден, что трансмутация металлов возможна. Он даже отмечал, что философский камень, если его удастся получить, может быть использован для привлечения ангелов и духов: такое мнение было распространено среди средневековых алхимиков. Однако Роберт Бойль был категорически против скрытности алхимиков, которые шифровали свои записи и не делились открытиями. В этом заключалось принципиальное отличие их подхода от научного метода, в котором приоритет отдавался обмену информацией, ее проверке и критическому анализу.
Бойль настолько хотел верить в алхимию, что стал жертвой мошенничества. Некий Жорж Пьер де Клозе, алхимик-махинатор, утверждавший, что представляет тайное общество, возглавляемое патриархом Антиохийским, сумел выманить у исследователя крупную сумму денег, якобы на эксперименты. Бойль также посылал де Клозе щедрые подарки для несуществующего патриарха: глобус, телескоп, часы и Новый Завет в роскошном переплёте. Ни один из даров не помог ему вступить в тайное алхимическое общество. Когда Бойль стал интересоваться результатами спонсируемых им экспериментов, ему сообщили, что замок алхимиков взорвали враги и все результаты многообещающего исследования были утеряны.
Как и в случае с некоторыми другими деятелями периода научной революции, противоречивые взгляды Бойля на алхимию и собственно науку вызывают недоумение у некоторых историков. Репутацию ученого постарались защитить его душеприказчики, которые уничтожили большую часть его алхимической библиотеки — нечто подобное произошло через несколько десятилетий и с наследием Исаака Ньютона.
Но при жизни Роберт Бойль был уважаемым ученым — сложные отношения с алхимией не помешали ему стать одним из основателей Лондонского Королевского общества в 1660-х годах. Этот кружок естествоиспытателей сыграл важную роль в становлении современной науки. Боль входил в совет Общества, но в 1680 году отклонил предложение стать его третьим по счету президентом. Бойль внес большой вклад в развитие издаваемого Королевским обществом журнала Philosophical Transactions, при этом он считал, что достижения науки должны приносить практическую пользу в разных сферах и материальную выгоду экспериментаторам.
Практик и теоретик в химии
В 1664 году Бойль опубликовал труд по химии «Опыты и размышления, касающиеся цветов». В нем он среди прочего описал прототип современной лакмусовой бумажки — меняющего цвет индикатора, который позволял определить, является ли вещество кислым, щелочным или нейтральным.
Хотя Бойль был в основном ученым-практиком, он всё же сформулировал корпускулярную теорию строения вещества, согласно которой мельчайшие частицы материи сливаются в корпускулы — строительные блоки разных субстанций, а свойства материи объясняются природой и структурой корпускул.
По сути, Бойль считал, что путем перестановки корпускул, соединенных между собой благодаря своей особой форме, можно создать что угодно. Такое представление объясняет убежденность ученого в возможности получения золота — чистейшей корпускулярной субстанции — из других веществ по заветам алхимиков. Идеи Роберта Бойля, вероятно, повлияли на дружившего с ним Исаака Ньютона, который создал корпускулярную теорию света.
Основываясь на своих познаниях и теориях, Роберт Бойль однажды назвал человеческое тело «гидравлическо-пневматическим механизмом». С точки зрения ученого, это не отрицало участие бога в создании человека — Бойль считал, что наше тело, будучи сложной машиной, нуждается в некой высшей силе и мудрости, которые обеспечивают ее функционирование и помогают исполнить предназначение. Воплощением этих силы и мудрости для натурфилософа был христианский бог с его непостижимыми замыслами.
Защитник веры посмертно
64-летний Роберт Бойль скончался в Лондоне 31 декабря 1691 года, через неделю после своей сестры Катерины. Он никогда не был женат и не оставил наследников. В своем завещании он отписал крупную сумму на ежегодное чтение цикла лекций в защиту христианства от атеистов и иноверцев. Последняя воля Бойля была связана с опасением, что отрицание бога недобросовестными (по его мнению) учеными приведет к всплеску атеизма.
Натурфилософ был убежден, что достижения науки вовсе не отрицают божий промысел, а, наоборот, помогают разглядеть его. Например, в движении планет, наблюдаемом в телескоп или удивительном анатомическом строении крохотных насекомых, помещенных под микроскоп.
Так называемые «Бойлевские чтения», условием которых было отсутствие упоминаний о различиях между разными христианскими конфессиями, регулярно, хотя и не каждый год, проводились с 1692-го по 1897 годы и трижды в XX веке, а затем были возобновлены в 2004 году.