Историки и лингвисты из Австрийской академии наук, Венского университета и Еврейского университета в Иерусалиме исследовали уникальный папирус из коллекции Управления древностей Израиля. В своей публикации в журнале
Процесс на фоне двух восстаний
Во-первых, это самый длинный греческий папирус, когда-либо найденный в Иудейской пустыне, и в нем более чем 130 строк текста. Первоначально его ошибочно посчитали не заслуживающим внимания, пока почетный профессор Еврейского университета
Историки определили, что артефакт представляет собой записи обвинителей (прокуроров) для судебного процесса, который проходил незадолго до восстания Бар-Кохбы (132–136 годы нашей эры) и вскоре после другого крупного мятежа Иудеи против Рима.
Кроме «заметок», в тексте была быстро составленная стенограмма заседания. Речь иудейских прокуроров яркая и прямая, говорят ученые. Например, один прокурор подсказывает другому, насколько убедительны те или иные доказательства, и разрабатывает стратегию, чтобы предвосхитить возражения другой стороны. По словам историков, это наиболее хорошо задокументированное судебное дело в Иудее, не считая суда над Иисусом.
Рим против Гадалия и Саула
В папирусе подробно описывается дело, связанное с подделкой документов, уклонением от уплаты налогов, мошеннической продажей и освобождением рабов в провинциях Иудея и Аравия, примерно соответствующих современным Израилю и Иордании. Главные подсудимые, Гадалий и Саул, обвиняются в коррупционных сделках.
Гадалий — сын нотариуса и, возможно, римский гражданин, имел криминальное прошлое, связанное с насилием, вымогательством, подделкой документов и подстрекательством к мятежу. Его сообщник Саул организовал фиктивную продажу и освобождение рабов без уплаты необходимых римских налогов. Чтобы скрыть свою деятельность, обвиняемые подделывали документы. А такие преступления, как подделка документов и уклонение от уплаты налогов, в римском праве влекли за собой суровые наказания, в том числе каторжные работы или даже смертную казнь.
Пример со многими неизвестными
В тексте Гадалий и Саул упоминаются как участники мятежа, который случился во время визита императора Адриана в свои восточные владения (129–130 годы). К тому же после недавних волнений в регионе римские власти, вероятно, относились к обвиняемым с подозрением, связывая их деятельность с более масштабными заговорами против империи.
Были ли Гадалий и Саул действительно причастны к восстанию, вопрос открытый, но намек на это говорит о напряженной атмосфере того времени, считают археологи.
Характер преступления тоже вызывает вопросы, поскольку освобождение рабов едва ли можно счесть «прибыльной бизнес-моделью». Происхождение порабощенных людей остается неясным, но, возможно, речь идет о незаконной торговле людьми или о прописанной в Библии обязанности евреев выкупать у хозяев других порабощенных евреев.
Новые данные о римском праве в грекоязычной восточной части империи — это упоминание о поездке наместника Иудеи в суд и его обязательной работе в качестве присяжного. Документ показывает, что основные римские институты, задокументированные в Египте, применялись по всей империи.
Что же до наказания, которое могли понести Гадалий и Саул, о нем в папирусе не говорится — возможно, тяжба оказалась прервана восстанием Бар-Кохбы.
Пока Рим ужесточал политику, евреи покидали Иудею, пытаясь найти возможности в других регионах. В том числе в Северном Причерноморье — например, в Фанагории была крупная община со своей синагогой.