Исламское искусство — это постоянное стремление взглянуть на мир вокруг по-новому, переосмыслить увиденное и представить его в самых разных формах.
Купол скалы (687 — 691)
Иерусалим, Израиль
Купол скалы — раннеисламское сооружение, сохранившееся почти в первоначальном виде. Купольная конструкция возвышается над центральной площадью Храмовой горы в Иерусалиме, где Ибрахим (Авраам в христианской традиции) должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Также в исламе это место связано с ночью мирадж, когда пророк Мухаммед совершил волшебное путешествие из Мекки в Иерусалим, а потом вознесся на небеса. Там он увидел ад, рай и встретился с пророками.
Обманчивая надпись
На внешней аркаде есть надпись: «Этот купол построен рабом божьим Абдуллахом, имамом аль-Мамуном, повелителем верующих, в году 72-м [по хиджре]». На самом деле Купол скалы был возведен по приказу омейядского халифа Абда аль-Малика ибн Марвана (прав. 685–705). Халиф аль-Мамун (прав. 813–833) вставил свое имя позже, но несовпадение дат его выдает.
Нижний этаж здания представляет собой восьмиугольник в плане с четырьмя входами, по одной на каждую сторону света. Сам купол высотой около 35 м установлен на цилиндрический барабан, который опирается на четыре колонны с аркадами между ними. В самом центре сооружения находится Краеугольный камень; согласно религиозной трактовке, именно с него Бог начал сотворение мира.
Богатое убранство подчеркивает важность места, в котором расположена святыня. Внутри нижняя часть стен облицована каменными плитами, а сверху использована мозаика на золотом фоне, изображающая райский сад. Снаружи стены внизу отделаны мрамором, а в верхней части — османскими изразцами, которые заменили изначальную мозаику из камня и стекла, созданную при Сулеймане I Великолепном (1494–1566).
В декоре также присутствует мозаика с изречениями из Корана, выполненная куфическим почерком. Цитаты отражают предназначение Купола скалы — подчеркнуть превосходство ислама над другими религиями (несмотря на то что иудаизм и христианство в нем признаются) и привести неверующих к истинной вере.
Другие сооружения династии Омейядов:
Кусайр-Амра. Между 723–743. Иордания
Каср-Мшатта. Ок. 743–744. Иордания
Каср аль-Харана. Ок. 710. Иордания
Большая мечеть Омейядов (706 — 715)
Дамаск, Сирия
Большая мечеть Дамаска, известная также как Большая мечеть Омейядов, была возведена при халифе аль-Валиде (прав. 705–715) и преподнесена горожанам как повод для гордости и даже ощущения превосходства над остальным миром. Халиф стремился создать новую архитектурную форму, чтобы привлечь внимание к исламу и затмить великолепие христианских церквей.
Если учесть, что история Дамаска как города насчитывает более 4500 лет, в его архитектуре прослеживается не только наслоение культурных традиций, но и преемственность. На фундаменте храма Юпитера, возведенного во времена Римской империи, позже была построена церковь Святого Иоанна Крестителя, а теперь здесь стоит Большая мечеть Омейядов. В сооружении сохранились некоторые фрагменты античного и христианского прошлого, включая алтарь и часовню Иоанна Крестителя, почитаемого в исламе как пророк Яхья.
Инновационный михраб
В Большой мечети Омейядов михраб впервые оформлен в виде ниши, которая напоминает апсиду — элемент христианской архитектуры. Позже этот прием широко распространился. В более ранних сооружениях михраб был плоским.
Большая мечеть Омейядов относится к типу гипостильных мечетей, распространенных в арабском мире. Они состоят из внутреннего двора и молельного зала. Двор окружают аркады на колоннах, этот прием был заимствован из византийской архитектуры.
Считается, что такие мечети проектировали по образцу дома пророка Мухаммеда в Медине. Снаружи здание выглядит довольно скромно, а внутри великолепная мозаика украшает интерьеры мечети.
Внутренняя отделка напоминает убранство Купола скалы, хотя Большая мечеть Омейядов сохранилась не так хорошо. Как элемент исламского дизайна геометрический орнамент впервые был применен именно здесь, в декоре решеток на окнах.
Другие сооружения династии Омейядов:
Дворец Хишама. 734. Палестина
Хирбет аль-Мафджар. Кон. 740-х. Палестина
Большая мечеть Сианя (742, перестр. X–IV XVII вв.)
Сиань, Китай
Большая мечеть Сианя — уникальный памятник архитектуры, демонстрирующий переплетение китайской традиции с исламскими элементами.
Уникальная мечеть
Большая мечеть Сианя построена из дерева, а на ее стенах вырезан весь текст священной книги вместе с китайским переводом. Стены представляют собой деревянные панели. Всего их тридцать — по числу джузов, то есть условных частей Корана.
Хотя год основания мечети приходится на правление династии Тан, к современному виду она пришла в 1384 году, во времена династии Мин. На протяжении всей истории мечеть не раз перестраивали и реконструировали, о чем свидетельствуют мемориальные таблички.
Мечеть расположена на территории огромного комплекса площадью более 12 000 м2. Она состоит из пяти дворов, разделенных стенами и соединенных воротами.
По всему комплексу встречаются изображения птиц, растений, китайских драконов, различных предметов, а также тексты и каллиграфические надписи, выполненные китайскими иероглифами и арабской вязью. Иногда они сливаются в так называемый стиль сини, когда арабский текст выводят на китайском языке с помощью китайской кисти для письма чернилами.
Тогда как китайские культовые сооружения выстраивают по правилам фэншуй вдоль оси «север — юг», фасад мечети выстроен по оси киблы, как принято у мусульман. В одном из дворов расположена восьмиугольная трехэтажная пагода, которая, по предположениям ученых, раньше была минаретом.
Во время культурной революции в рамках атеистической пропаганды (1966–1976) Большую мечеть Сианя преобразовали в сталелитейный завод, но после смерти Мао Цзэдуна (1893–1976) ритуальные действа возобновились. С 1988 года мечеть объявлена памятником культурно-исторического наследия и охраняется государством.
Другие китайские мечети:
Мечеть Хуайшэн. 627, восстан. XIV и XVII вв. Гуанчжоу, Китай
Мечеть Нюцзе. 996, перестр. XVIII в. Пекин, Китай
Мечеть Ид Ках. 1442. Кашгар, Китай
Мечеть Ченг Хо. XV в. Сурабая, Индонезия
Большая мечеть Кордовы (785 — 988)
Кордова, Испания
Когда мусульмане завоевывали Испанию, многие христианские храмы превращались в мечети. Реконкиста (722–1492), которая началась сразу после покорения арабами Пиренейского полуострова, запустила обратный процесс: теперь мечети превращались в католические церкви. Ярким примером этих преображений служит Большая мечеть Кордовы, или Мескита.
Минарет Хиральда
Завоевание Пиренейского полуострова и последующая Реконкиста нашли отражение в еще одном значимом архитектурном сооружении. Минарет Хиральда, превращенный в колокольню Севильского кафедрального собора, относился к недостроенной Соборной мечети Севильи.
Квадратный минарет — прямая отсылка к марокканской архитектуре, минарету мечети аль-Кутубия в Марракеше. В орнаменте башни Хиральда можно заметить те же колонны с двухъярусными арками, что и в Меските.
Мескита демонстрирует удивительный сплав культур. Мечеть изначально была построена на месте христианской церкви. Сейчас это католический собор, но в нем сохранились черты, характерные для архитектуры Омейядов.
Одна из таких черт — двухъярусные подковообразные арки. Для постройки мечети сюда привозили античные колонны, но их высоты не хватило, поэтому над капителями установили прямоугольные столбы и необычную конструкцию из арок. Такое решение позволяло уменьшить вес тяжелых потолков; помимо Мескиты, оно еще встречается в Большой мечети Омейядов в Дамаске.
Колонны мечети выполнены из мрамора, гранита, оникса и яшмы. В сочетании с арками, чьи своды выложены белым и красным камнем, это создает ощущение, будто вы находитесь в сказочном каменном лесу.
Михраб мечети — настоящий шедевр искусства, созданный византийскими мастерами. Он имеет семиугольный план и покрыт восьмиугольным гипсовым сводом, имитирующим большую раковину. Подковообразная арка с мозаичным декором, образующая вход в михраб, заключена в прямоугольный каркас, а на нем золотой мозаикой на синем фоне выложены надписи из Корана. Над каркасом высится аркада глухих арок, украшенных мозаичными древами жизни. Рядом с михрабом находились сокровищница и дверь, ведущая во дворец халифа.
Интерьер мечети и красота михраба вдохновили художника-ориенталиста Эдвина Лорда Уикса (1849–1903) на одну из его картин.
Другие исламские строения в Испании:
Город-дворец Мадина аз-Захра. Х в. Близ Кордовы
Мечеть Баб аль-Мардум. 999–1000. Толедо
Отрывок из книги Аси Гимборг «Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники». М.: Издательство МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2024.
Читайте книгу целиком
Книга знакомит с развитием исламского искусства с VII века и до наших дней. Под обложкой собраны ключевые достижения самобытной культуры с ее уникальным художественным языком: великолепные дворцы и мечети, изысканные миниатюры и каллиграфия, знаменитые ковры и текстиль, керамика и предметы роскоши, созданные из драгоценных металлов и камней, слоновой кости и горного хрусталя, и многое другое.
В отличие от европейских аналогов, книга не только охватывает традиционные регионы (Ближний Восток, Испанию, Северную Африку, Индию и Центральную Азию), но и рассказывает об истории развития исламского искусства в Китае, Юго-Восточной Азии и России.