Ботаники обнаружили растение, которое можно высадить на Марсе

Такими темпами скоро и туры на четвертую планету появятся

2 июля 20241

WiКimedia Commons/Коллаж Александра Чатикяна

Яблони на Марсе в обозримом будущем цвести, конечно, не будут, но есть один биологический вид, который хоть сейчас можно отправить на четвертую от Солнца планету. И там он не просто приживется без предварительной подготовки, но и вполне успешно сможет начать терраформирование — преобразование экосистемы с целью сделать ее пригодной для жизни людей.

О терраформировании Марса ученые начали грезить еще с девяностых. Сразу после того, как стало известно, что изменить климатические условия, атмосферу, температуру, топографию и экологию планеты в целом возможно. Стоит только с умом применить суперпарниковые газы (такие, как элегаз). Почему именно их? Потому что даже небольшого количества этих газов достаточно, чтобы запустить такое потепление, что на Марсе станет практически так же тепло и влажно, как на Земле.

На словах это все звучит идеально, но есть нюансы. Один из них заключается в том, что на Марсе нет необходимого для полноценного терраформирования кислорода, и его нужно нарабатывать с помощью биологических организмов, способных к фотосинтезу. Но здесь вступает в игру второй нюанс — на Марсе, мягко говоря, не самые подходящие условия для того, чтобы здесь прижились какие-либо из известных фотосинтетиков. Средняя температура здесь составляет -63°C, а минимумы достигают -153°C. А где экстремально низкие температуры, там и сухость.

Кажется, что в таких условиях не выживет ничего, но китайские ученые нашли некоторые организмы, способные преодолеть подобные суровые лишения. Как рассказали биологи в рецензируемом журнале The Innovation, они обратили внимание на растущий в пустыне Мохаве мох Syntrichia caninervis.

Мох Syntrichia caninervis в пустыне Мохаве

Чтобы проверить его способности к выживанию, ученые провели серию экспериментов. В них мох сначала как следует высушили (он потерял более 98% всей воды из клеток), а затем открыли доступ к воде и смотрели, сможет ли он вернуться к фотосинтезу. Syntrichia caninervis удивил биологов. Не только тем, что он восстановил способность к фотосинтезу, но и тем, что сделал он это в считанные секунды после контакта с водой.

На этом опыты не закончились. Мох отправляли в морозилку, где он провел пять лет при температуре -80°C, погружали на месяц в жидкий азот с температурой -196°C, оставляли в бескислородной атмосфере без влаги, после чего охлаждали и облучали ультрафиолетом. И каждый раз Syntrichia caninervis успешно возвращался к жизни.

В результате биологи пришли к выводу, что чрезвычайно живучий мох — идеальный кандидат для колонизации Марса, способный положить начало биологически устойчивым зонам, пригодных для обитания людей. Естественно, просто так отправить мох на Марс нельзя — для длительного выживания ему все-таки необходим источник воды. Syntrichia caninervis нужно поливать хотя бы раз в три дня. На космическом корабле не налетаешься, а люди на Марсе жить пока не приучены. Да, на планете есть вечная мерзлота, но неизвестно, как часто такой лед тает и замерзает.

Теоретически источниками влаги в нужных для мха объемах могут быть подтеки воды на склонах в некоторых районах планеты, но они умеренно «разлились» по всему Марсу, и о наличии какого-нибудь оазиса неизвестно. Возможно, этот вопрос когда-нибудь решат метеориты, которых за год на четвертую планету падает более трех сотен.