«Хитрая бестия» и «американская переселенка» — так ондатру называют рыбаки, у которых зверек уводит улов. История триумфального переселения ондатры, или мускусной крысы, из Северной Америки в Россию хорошо задокументирована.
Впервые возможность завезти мускусных крыс в нашу страну рассматривалась учеными еще в 1915 году. Но Первая мировая, революции и Гражданская война заставили на время забыть об этом. К идее вернулись в 20–30-е годы XX века, когда в Советском Союзе предпринимались попытки обогатить фауну пушных зверей.
Последовательным сторонником акклиматизации американского зверька был профессор Борис Михайлович Житков. Однако не все ученые разделяли его энтузиазм. Например, знаменитый орнитолог, охотовед и путешественник Сергей Александрович Бутурлин опасался, что ондатра в СССР станет таким же бедствием, как кролики в Австралии. Тем не менее первую партию ондатр в 1927 году привезли в Московскую биологическую станцию юных натуралистов. Животные вскоре погибли. Впрочем, неудача не остановила опыты по их акклиматизации. В 1929 году еще 157 особей выпустили на Соловецком острове. И тогда же 548 зверьков привезли в Пушкинский зверосовхоз. В 1932 году ондатр выпустили в долине Витима, а спустя шесть лет ту же операцию провели на Зее — крупнейшей реке бассейна Амура.
Ондатры быстро адаптировались. Охотники с радостью принялись добывать их ради хорошего ноского меха. Звероловы применяли капканы и разнообразные ловушки. Ондатровые шапки и воротники пользовались большим спросом и были одним из показателей материального благополучия.
Несмотря на охотничий прессинг, ондатры освоили многие озера и реки огромной страны Советов. Сейчас их без труда можно встретить даже в городских прудах, где они охотно берут угощение прямо из рук детишек.
Онадтры — представители семейства хомяковых — внешне похожи одновременно на бобра и крысу. Они великолепно плавают, могут подолгу находиться под водой, предпочитают незамерзающие реки и озера. Их шерсть не пропускает воду, лапы имеют перепонки, а длинный, покрытый чешуей хвост выполняет функцию руля при подводных маневрах. Верхняя губа ондатры будто разделена на две половинки и обнажает острые резцы, которыми зверь срезает водную растительность на глубине.
Основным кормом ондатрам служат кувшинки, кубышки, осоки. Меню нередко дополняется моллюсками, насекомыми, рыбой, яйцами, птиц птенцами, лягушками.
Ондатры — замечательные строители. В крутых берегах они роют норы с коридорами и ответвлениями. В их подземном жилище есть спальни и кормовые камеры. На водоемах с низкими берегами мускусные крысы строят хатки. В качестве строительного материала используются увядшие растения, «швы» между которыми затыкаются мхом, грязью и тиной. В хатках, так же как и в норах, имеются кормовые камеры и спальни. От хаток в водоем уходят поземные ходы и каналы.
Запасов на зиму ондатры не делают. В течение холодного периода добывают корм под водой. Но в случае необходимости могут выйти и на поверхность. Далеко от жилья и воды стараются не отходить. На суше вдали от воды чувствуют себя неуверенно, выглядят неповоротливыми.
У каждой семьи ондатр есть своя территория, которую самцы обозначают при помощи выделений мускусных желез. Запах мускуса очень стойкий. Недаром это вещество используют в парфюмерии. Кроме ондатры, схожей мускусной железой обладают кабарга и мускусная утка.
Нежелательных гостей самец мускусной крысы прогоняет. Та же участь ждет и его детенышей, когда те подрастут. Кстати, самка приносит по 6–8 малышей. Они растут быстро и уже в месячном возрасте становятся почти самостоятельными, но могут прожить с родителями до года. При благоприятных условиях самка способна приносить потомство до пяти раз в год.
В неволе ондатры живут довольно долго — около 10 лет, но в природе не доживают и до трех лет, так как зачастую становятся жертвами многочисленных хищников. Однако это не мешает американским переселенкам благополучно расселяться по нашей стране, осваивать новые земли и жить у нас, как на родине.
Фото: автора, если не указано иное