К берегам озера Байкал каждый год стекаются сотни тысяч туристов. За один только 2023 год, по данным агентства по туризму Иркутской области, здесь побывали 1,7 миллиона человек. Столько же курортников было на Байкале и в 2022 году. Но пока одни стремятся увидеть знаменитое природное чудо, другие заявляют, что не надо больше сюда приезжать. Один из таких людей — житель Иркутска и по совместительству наш коллега, журналист Виктор Лучкин. Вот как он объясняет свою позицию.
Виктор родился в селе Еланцы, откуда до Байкала рукой подать. Уроженец Иркутской области постоянно пользовался такой возможностью, в сезон бывал на озере не один раз, и всегда это были длительные вылазки.
Тот Байкал, каким запомнил его Виктор, представлял собой почти первозданную природу. Теперь на том месте, что когда-то было нетронуто человеком, располагается туристическая база, и в разгар сезона она напоминает небольшой густонаселенный поселок. Хотя сам водоем, признается Виктор, не стал от этого менее чистым, но от былой атмосферы этого места, сакрального в глазах самих иркутян, не осталось и следа. Последний раз он был здесь семь лет назад, и уже тогда самым ярким впечатлением от посещения стали «пьяные крики, громкая музыка и загаженные после шумной ночи места отдыха».
Да и отношение властей к озеру за последнее время, по словам автора колонки, заметно изменилось. Оно стало более потребительским. В своих размышлениях журналист приходит к неутешительному выводу — он не исключает, что «конечная цель сохранения Байкала — его последующая выгодная продажа».
В качестве подтверждения своих умозаключений Виктор приводит несколько примеров. Один из них — слова спецпредставителя президента РФ Сергея Иванова, который в 2017 году обращал внимание на то, что байкальская вода продается в дорогих магазинах Москвы в литровых стеклянных бутылках. Именно такая тара, отметил Иванов, подходит этой воде, потому что она сама по себе «стоит очень дорого, где-то за 100 рублей бутылка». И в то же время власти называют Байкал «священным озером великой страны».
По мнению автора текста, «есть что-то противоестественное в разговорах о том, как продать Байкал подороже туристам и любителям выпить воды».
«Мы живем при капитализме, и это нормально, но в моей идеалистической голове эти экономические выкладки никак не бьются с громкими словами ровно тех же людей о том, что „Байкал — место силы“ и „священное озеро великой страны“», — рассуждает журналист.
«У нас под боком находится величайшее чудо природы, но если вы приедете туда, то вы, скорее всего, просто выпьете, поедите копченого омуля на свежем воздухе, окунетесь в воду и полежите на пляже. Мы потеряли сакральность Байкала и пытаемся продать всему миру то, что стоит больше всех денег мира», — делает вывод Виктор Лучкин.
Вы согласны с этим мнением?
- 72.9%62Скорее да
- 5.9%5Скорее нет
- 18.8%16Самим бы научиться культурно отдыхать и не мусорить, а не про сакральность рассуждать
- 2.4%2Своё мнение, напишу в комментарии
Мы же добавим, что Байкал известен не только как самое глубокое и чистое озеро Земли, но и как дом для удивительных, нигде более не встречающихся организмов. Здесь обитают около 2600 видов разных животных, из которых примерно половину составляют эндемики. И Vokrugsveta.ru рассказывал о нескольких представителях байкальской фауны, без которых озеро было бы совсем другим.