Стягивание сил, подведение резервов, занятие территории противника и ее зачистка, учения — всё это занимает время, поэтому чаще всего длительность войн изменяется неделями, месяцами, а то и годами. Особенно когда большая часть боевых действий — вялотекущие, а сами войны — гражданские или «гибридные», то, что специалисты называют конфликтами низкой интенсивности.
Впрочем, сверхкороткие войны тоже бывают. Рекордсмен в этом отношении — Англо-Занзибарская война 1896 года. Несмотря на то что у историков она чаще проходит по разряду скорее курьезов, чем серьезных конфликтов, за 38 минут противостояния погибло и было ранено несколько сотен занзибарцев. Потери англичан, обстреливавших Занзибар с безопасного расстояния с моря, — 1 (один) раненый.
Так что с составлением списка самых коротких конфликтов есть определенная сложность: скоротечных конфликтов — тысячи, многие пограничные инциденты длятся в буквальном смысле считаные минуты. Поэтому мы ограничились только войнами последнего столетия, где боевые действия были более или менее масштабными: с применением авиации или флота, с тысячами задействованных комбатантов и, к сожалению, зачастую с ощутимыми потерями сторон.
Индо-португальская война в Гоа (1961)
Португальцы управляли Гоа с начала XVI века, после того как Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию и в 1510 году герцог Афонсу д'Албукерки основал здесь первую колонию.
Индия после Второй мировой войны получила независимость от Британской империи, но португальцы продолжали управлять своими колониями как ни в чем ни бывало, а проживало в них аж 700 тысяч человек. Это вызывало недовольство и индийского населения, и прогрессивной мировой общественности, но околофашистскому «Новому государству» Антониу Салазара было наплевать: оно всё еще жило в колониальной парадигме.
И Индия решилась на довольно экзотический шаг — по сути, на войну с европейским государством (пусть и ветшающим), — объявив в декабре 1961 года о начале операции «Виджай» («Победа»), целью которой была деколонизация Гоа.
На тот момент в Гоа было дислоцировано больше 4 тысяч португальских военных и несколько кораблей. Индия смогла выставить больше 25 тысяч человек, больше 50 военных самолетов и внушительный флот, включая даже один авианосец.
Сами португальские военные понимали бесперспективность обороны, но Салазар лично направил в Гоа требование стоять до последнего: «Жертва — это единственный путь для нас соблюсти высочайшие традиции и выполнить службу для будущего нации». Впрочем, особого сопротивления португальцы не оказали, капитулировав уже через день после начала боевых действий. Потери обеих сторон убитыми — чуть больше 50 человек.
Шестидневная война (1967)
Война, которая до сих пор вызывает ожесточенные споры непримиримых сторонников как Израиля, так и арабского мира. С одной стороны, еврейское государство действительно начало войну и аннексировало не принадлежавшие ему прежде земли. С другой — в любом случае ситуация шла к большому конфликту, который мог оказаться для Израиля последним: во всяком случае, после вывода — по требованию именно арабских государств — войск ООН «тотальной войной» и даже «войной на уничтожение» израильтянам угрожали именно из Каира и Дамаска. Поэтому официальные израильские историографы рассматривают шестидневную войну как превентивную, и, вероятно, в этом есть доля истины. Впрочем, сам Израиль совершенно точно тоже был настроен повоевать, искал подходящий повод и первым объявил мобилизацию.
В итоге Израиль провел жесткую и эффективную кампанию, а арабские государства, несмотря на милитаристские лозунги, оказались к войне не готовы. Сначала 5 июня образцово-показательно ВВС Мединат Исраэль фактически уничтожили египетскую авиацию: в первом налете было сожжено около 200 самолетов противника (почти все на земле), во втором — еще сотня. В тот же день началось наземное наступление израильтян в Секторе Газа и далее на Синайском полуострове. На четвертый день весь Синай был уже в руках израильтян.
На сирийском фронте события развивались похоже: удар по аэродромам плюс наземный бросок на Голанские высоты, операция по их захвату заняла шесть дней.
Также с первого дня к войне подключилась Иордания (формально она атаковала первой, выполняя союзнические обязательства перед Египтом и Сирией), контролировавшая к тому времени Иерусалим и Вифлеем. Израиль перешел в контратаку и уже через три дня города пали, а иорданцы пошли на перемирие.
Ливийско-египетская война (1977)
Не самый известный и медийно раскрученный конфликт в мире и довольно непонятный для стороннего наблюдателя. Обе стороны сваливают всё друг на друга. Точно известно, что ливийский диктатор Муамар Каддафи крайне негативно относился к тому, что Египет после всех войн восстановил отношения с Израилем и стремился к лидерству в арабском мире.
В 1976 году Каддафи начал приграничные провокации, а армия Египта по мере сил отвечала и усиливала приграничную группировку. При этом силы были неравны: Каддафи при всей своей риторике располагал на границе всего пятью тысячами солдат (Египет же стянул к ним 40 тысяч).
Тем не менее это не удержало Ливию от попытки наступления (хотя, возможно, оно замышлялось как очередная провокация): танковый батальон попробовал совершить налет на приграничный город Саллум.
Ливийцы были быстро разбиты, а египтяне перешли в контрнаступление, продвинувшись более чем на 20 километров вглубь территории соседа. Параллельно Египетские ВВС и коммандос били по базам противника, уничтожая радары, зенитно-ракетные комплексы и самолеты на стоянках. Война продлилась три дня, после чего Египет вывел свои силы из Ливии, сочтя, что достаточно потрепал противника. Жертвами войны стали несколько сотен человек.
Вторжение США в Панаму (1989)
Активные боевые действия продлились всего пять дней — с 20 по 25 декабря 1989 года. Акция в Панаме началась с обострения панамской внутриполитической борьбы: проамериканский кандидат в президенты Гильермо Эндара победил на выборах, чего не признала действующая власть.
Фактическим руководителем Панамы тогда был главнокомандующий нацгвардией Мунуэль Норьега, он вывел войска на улицы, а чуть позже арестовал Эндару. Вдобавок ко всему прочему США открыто обвиняли Норьегу в контрабанде кокаина. В общем, США поиграли мускулами и решили пойти до конца, сместив официальную панамскую власть с помощью военной силы.
По сути, вторжение в Панаму стало смотром достижений американского военпрома и иллюстрацией бушевской военной и политической доктрин: благо, что противник был выбран, прямо говоря, из другой весовой категории. США задействовали около 300 самолетов (в том числе война стала дебютом для «стелсов» F-117), около 20 танков и больше 25 тысяч солдат, включая спецназовцев из «Дельты». Операция должна была стать эдакой неолиберальной рекламной кампанией, напоминающей голливудские боевики 1980-х годов, в которых бравые «зеленые береты» пачками рубят злодеев.
США потеряли несколько вертолетов и немногим более 20 человек, но быстро сломили сопротивление панамских силовиков и арестовали Норьегу.
Конфликт в Южной Осетии и Абхазии (2008)
Можно долго спорить о причинах и виновниках обострения югоосетинского конфликта в 2008 году, в котором поучаствовали Грузия, Россия и частично признанные Южная Осетия и Абхазия. Кажется, что все стороны шли на конфликт, надеясь получить свою выгоду.
Обстановка накалялось всё лето, а в ночь на 8 августа Грузия начала военную операцию против Южной Осетии. Грузинские войска захватили практически всю столицу республики, но увязли в уличных боях. В тот же день в регион через Рокский тоннель стали стягиваться российские войска.
Прямых боестолкновений на земле между вооруженными силами Грузии и России было на удивление мало, почти на всех участках ВС Грузии предпочли отступить. Хотя в одном из боев был даже ранен командующий российской группировкой генерал Хрулев. Впрочем, несмотря на такие локальные успехи, грузинский фронт стал сыпаться после одного-единственного удачного авианалета Су-25 ВС РФ по подразделениям 4-й бригады. Погибло более 20 солдат, и этого хватило, чтобы бригада начала оставлять свои позиции. Скоро отступление превратилось в настоящее бегство. Война закончилась за пять дней, итогом стало признание Южной Осетии и Абхазии со стороны России, а также тысячи грузинских беженцев из югоосетинских и абхазских сел, до войны контролировавшихся Грузией.
Победа ВС РФ была несколько омрачена потерями авиации: мы лишились трех или четырех Су-25, двух Су-24 и даже Ту-22М3, причем чуть ли не половина из этих воздушных судов была сбита дружественным огнем.