Во все времена увлечения монархов так или иначе отражались на придворной жизни, а иногда способствовали переменам в их странах. Vokrugsveta.ru рассказывает, как проводили досуг Романовы и как отразились их увлечения на жизни их придворных и подданных.
Алексей Михайлович
Второй царь из династии Романовых с детства любил читать, а к 12 годам у него была своя небольшая библиотека. Впоследствии Алексей Михайлович старался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет — отечественная пресса появилась в стране только при Петре I.
Но самым страстным увлечением Алексея Михайловича была охота, прежде всего соколиная. Для прокорма царских соколов и кречетов держали специальную голубятню, в которой одновременно могли находиться тысячи голубей, а за птицами, по свидетельствам современников, ухаживали свыше 300 смотрителей — забавы монарха обходились недешево. В «Охотничьем дневнике царя Алексея Михайловича 1657 года» регулярно сообщается, что монарх ходил «тешиться на поле».
«Алексей Михайлович ходил на медведей и других зверей, но особенно любил соколиную охоту. Принял участие в составлении известной тогда книги-руководства по соколиной охоте — „Урядник сокольничья пути“. Именно ему принадлежат слова, ставшие затем народной поговоркой: „Делу время и потехе час“», — пишет историк Евгений Пчелов в книге «Романовы. История великой династии».
Из «заморских забав» монарх ценил и любил шахматы, а благодаря его тяге к прекрасному в России начали развиваться светская литература, живопись и театральное искусство.
Фёдор Алексеевич
Наследник Алексея Михайловича очень любил лошадей. Жеребцов-производителей для его табуна доставляли из Европы, а сведущие в лошадях люди в годы его недолгого правления быстро поднимались по карьерной лестнице при царском дворе.
«Сей государь до лошадей был великой охотник. И не токмо предорогих и дивных лошадей в своей конюшне содержал, розным поступкам оных обучал и великие заводы конские по удобным местам завел», — писал о Фёдоре Алексеевиче историк Василий Татищев.
Однако в юном возрасте любовь будущего царя к лошадям вышла ему боком. Как-то раз он решил прокатить своих теток и сестер в санях, запряженных ретивой лошадью. 12-летний царевич запрыгнул ей на спину. Кобыла, встав на дыбы, сбросила седока на землю, прямо под полозья тяжело нагруженных саней. И без того болезненный Федор Алексеевич до конца жизни страдал от последствий полученных в тот день травм, ощущая боли в груди и спине.
От отца он унаследовал любовь к европейской культуре. Уже в годы его правления при дворе начали брить бороды и носить одежду европейского фасона вместо традиционных кафтанов.
Пётр I
Первый русский император, как известно, был охоч до знаний и успел освоить множество профессий, включая плотницкое и кораблестроительное дело. «Буквально всё интересовало его, ко всему необычному и новому тянулся самозабвенно», — отмечает Евгений Пчелов.
Кроме того, монарх привез в Россию из Голландии первый бильярдный стол и проводил за ним часы напролет. А еще Пётр I увлекался коллекционированием и способствовал пополнению коллекции Кунсткамеры — учрежденного им же по западному образцу первого в стране музея.
Европейские привычки и предметы обихода император насаждал решительно. Он ввел моду на употребление кофе, легализовал табак и запретил ношение бород и традиционных русских нарядов, повелев дворянам и боярам надевать по будням немецкое платье, а в праздники — французское. Заодно в моду вошли шлафроки — домашние халаты, надеваемые поверх рубахи.
Елизавета Петровна
Прозванная «Веселой царицей» Елизавета Петровна обожала танцы, торжества и придворные праздники, к организации которых прикладывала руку лично: придумывала развлечения, составляла меню (иногда даже готовила угощение) и занималась декором. Гавриил Державин метко назвал годы царствования дочери Петра I «веком песен».
«Императрица Елисавета Петровна любила маскерады, театры и русские простонародные увеселения. С Гаврилычем (так в публикации назван любимый стремянный императрицы. — Прим. Vokrugsveta.ru) зимою она катывалась на коньках по льду прудов в Красном селе и в Измайлове; летом, наряженная в великолепный сарафан и кокошник, ходила с придворными в хороводах, сама певала с девушками хороводные, а в Святки святочные песни. <…> Мужской наряд Императрице так же шел, как женский; она прекрасна была и в сарафане и в гвардейском мундире и в охотничьем платье и в пышном роброне с бочками и фижмами», — рассказывал в 1842 году журнал «Москвитянин» в заметке «К нравам времени императрицы Елисаветы».
В число любимых развлечений Елизаветы Петровны входила и охота, к которой она пристрастилась в молодом возрасте под влиянием своего племянника Петра II.
Екатерина II
Последняя женщина на российском престоле уделяла много времени государственным делам, а ее работоспособность вызывала восхищение у европейских «коллег». «Во Франции четыре министра не работают столько, сколько эта женщина, которую следует зачислить в ряды великих людей», — сказал как-то о Екатерине II прусский король Фридрих II.
Впрочем, для развлечений императрица тоже регулярно находила время. Например, она много читала и весьма любила верховую езду. «Трудно поверить, как искусно ездит она верхом, правя лошадьми — и даже горячими лошадьми — с ловкостью и смелостью грума», — писал британский посол в России Джон Хобарт.
Ходить пешком Екатерине II тоже нравилось — она популяризировала при дворе долгие прогулки. «Я была проворна, как птица, то пешком, то на лошади; я хожу по десяти верст (примерно 10,6 километра. — Прим. Vokrugsveta.ru) как ни в чем не бывало», — писала 43-летняя императрица.
Разделявшая многие устремления мыслителей и ученых эпохи Просвещения императрица подала пример придворным и подданным, когда первой в России прошла вакцинацию от оспы в октябре 1768 года. А еще Екатерину Великую могут поблагодарить все родители — за изобретение детского комбинезона.
Александр I
Любимый внук Екатерины II, которого обучал придворный скрипач-виртуоз Антон Фердинанд Диц, неплохо играл на скрипке и владел кларнетом, а также любил танцевать на балах. «Науками он мало занимался, и я никогда не замечал в нем выдающейся склонности к какой-нибудь из отраслей знания. Из изящных искусств он любил только архитектуру. Его близорукость и значительная глухота мешали ему находить наслаждение в остальных изящных искусствах», — писал о покойном к тому времени императоре австрийский министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних в 1829 году.
Недостаток интереса к наукам Александр I компенсировал склонностью к мистицизму. Так, император любил рассказывать, что в 1812 году уверовал в неизбежность победы над занявшим к тому времени Москву Наполеоном, когда случайно открыл Библию на 90-м псалме, а на следующий день услышал его же на богослужении в храме.
После Отечественной войны царь окончательно пришел к выводу, что Провидение постоянно посылает ему знаки, которые нужно уметь замечать и правильно истолковывать. Чтобы добиться успехов на этом поприще, Александр I общался с видными российскими и европейскими мистиками и штудировал соответствующую литературу. Особое влияние на него в течение нескольких лет имела баронесса Варвара Юлия фон Крюденер, считавшая себя предсказательницей.
Вероятно, склонность Александра к мистике стала одной из причин появления мифа о том, что император не умер в Таганроге, а стал странствующим проповедником. Впрочем, эта легенда появилась только через несколько десятилетий после его смерти, когда некоторые разглядели черты покойного царя в жившем в Томске загадочном старце Фёдоре Кузьмиче.
Николай I
Суровый и консервативный в государственных делах Николай I в частной жизни был страстным ценителем изящных искусств и прекрасным семьянином.
С раннего детства Николай увлекался живописью. В 12 лет он научился гравированию и создал серию работ на тему обмундирования российской армии. Также император занимался коллекционированием живописи, графики и скульптур. Благодаря его стараниям был создан Новый Эрмитаж — первый в стране публичный художественный музей. «[Николай] очень любил музыку и, подобно Фридриху Великому, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства», — пишет Евгений Пчелов.
В молодости император учился актерскому мастерству и играл в любительских спектаклях. Но больше всего Николай I любил проводить время со своими детьми. Они подолгу гуляли, играли в прятки и фанты, разгадывали шарады, катались на лошадях.
Император любил не только своих детей — он также проводил время с воспитанниками разных учебных заведений. «Государь играл с нами; в расстегнутом сюртуке ложился он на горку, и мы тащили его вниз или садились на него, плотно друг около друга; и он встряхивал нас, как мух», — вспоминал в мемуарах художник Лев Жемчужников о временах своей учебы в Первом кадетском корпусе.
Александр II
Царь, при котором в России было отменено крепостное право, любил собак и часто проводил время на охоте. Во многом благодаря его увлечению в России во второй половине XIX века активно развивалось собаководство. Специально для императора в страну привезли пару датских догов, а породистые щенки считались чуть ли не лучшим подношением Александру II.
Кроме охоты, Александр II любил карты, за которыми монарх коротал вечера и поездки в свои угодья. «Была назначена охота на медведя, довольно далеко от Петербурга, по Николаевской железной дороге. На станции, где должен был выйти Государь, я дожидался прибытия его. Поезд плавно подъехал; обер-кондуктор подбежал к двери вагона, ухватился за ручку, но дверь не отворяется. Проходят две-три минуты ожидания. Оказалось, что Его Величество играл в карты, и делали расчет», — вспоминал придворный егерь.
В 1867 году после посещения Всемирной промышленной выставки в Париже Александр II приобрел увиденный на ней громоздкий велосипед с говорящим названием «Костотряс». Так началось увлечение семьи Романовых велосипедами.
«Конечно, для 50-летнего царя эта была только забавная игрушка, и, в лучшем случае, он проехался на неуклюжей конструкции пару раз. Однако на этом велосипеде наверняка упражнялись старшие сыновья царя. Так или иначе, с этой модели велосипеда Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать все более и более совершенные модели», — пишет историк Игорь Зимин в книге «Повседневная жизнь Российского императорского двора».
Александр III
Наследник Александра II не отличался тягой к точным наукам и большой образованностью, но компенсировал это любовью к искусству. Собранная Александром III коллекция живописи вошла в экспозицию Русского музея в Санкт-Петербурге, открытого вскоре после смерти императора и названного в его честь.
Больше чем живопись Александр III любил музыку, точнее, духовую музыку. В раннем детстве будущий император выпрашивал трубу и в итоге получил ее в подарок, после чего дул в нее беспрерывно, чем явно раздражал родных и придворных. Детское увлечение переросло в нечто больше — наследник престола освоил игру на корнете и геликоне (разновидности медных духовых инструментов) и собрал октет, а в 1872 году основал Общество любителей духовой музыки. В этом оркестре цесаревич играл вплоть до восшествия на престол в 1881-м. Спустя год по его приказу был учрежден «Придворный Музыкантский Хор» — духовой оркестр.
Такая любовь императора к музыке привела к тому, что в годы его правления собственные оркестры появлялись во многих учебных заведениях, на заводах и в прочих учреждениях. При нем же случился всплеск популярности народных инструментов и песен.
Любил Александр III и театр с балетом. Особое внимание он уделял Императорскому балетному училищу. «Именно во время выпускного концерта в 1890 году за стол Александра III была приглашена одна из самых талантливых выпускниц балетного училища 17-летняя Матильда Феликсовна Кшесинская, чья судьба окажется тесно связанной с императорской семьей», — пишет Игорь Зимин.
Николай II
Подобно отцу и деду, последний коронованный Романов любил охоту. Также он был поклонником физической культуры и разнообразных видов спорта. В июне 1896 года Николай II впервые взял в руки ракетку — вскоре теннис стал одним из любимых занятий царя, а теннисные корты появились в императорских резиденциях в Ливадии, Петергофе, Царском Селе, а также в польском охотничьем замке Спала. Периодически Николай II играл и в бадминтон, но этому виду спорта монарх уделял меньше внимания.
Досуг императора и его семьи включал катание на лошадях и велосипедах, а еще Николай II с детства пристрастился к гребле на байдарках и впоследствии привил любовь к этому занятию своим детям. Об этом увлечении царя было хорошо известно, так что он не раз получал в дар байдарки.
Император живо интересовался техническими новинками — в 1900-х годах Николай II оценил достоинства автомобилей и завел свой гараж. Возможно, будь он менее прогрессивным в этом плане, в Российской империи так и не появился бы первый отечественный автомобиль.
К кинематографу же Николай II относился со скепсисом, как-то раз он назвал его «никому ненужным и даже вредным развлечением». Впрочем, к 1910-м годам в императорских резиденциях были обустроены кинозалы, в которых Николай II с приближенными в основном смотрел хроники, снятые придворными документалистами. В ноябре 1911 года царь посмотрел первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя», о чем оставил скупую запись в дневнике. Однако стоит признать, что монарх, вопреки своим взглядам, не препятствовал развитию киноиндустрии в Российской империи.