Зрительная память
Прежде чем вы приступите к упражнениям, давайте разберемся с некоторыми распространенными заблуждениями касательно памяти. Многие считают, что у них плохая память и с этим ничего не поделать. Да, одним запоминание дается легко, другим — гораздо труднее, но на эти способности можно повлиять.
Точно так же принято считать, что с возрастом память неминуемо ухудшается. Да, старение действительно на нее влияет, но значительных негативных изменений можно избежать. У всех процесс идет по-разному, и даже пожилые люди могут извлечь пользу из новых мнемонических стратегий.
Пессимистичное убеждение, что человек не в силах повлиять на свою память, игнорирует тот основополагающий факт, что память — это в значительной мере набор навыков — а навыки можно развивать и совершенствовать. Скорее всего, в глубине души вы знали об этом. <…>
Если вы постоянно забываете имена людей, то вы в этом не одиноки — это одна из самых распространенных жалоб. Или, возможно, вас беспокоит что-то другое? В чем бы ни состояла проблема, помните о ней в процессе чтения и применяйте к ней новые мнемонические стратегии из упражнений — возможно, какая-то из них поможет вам справиться с проблемой.
О мнемонических стратегиях
Все мнемонические стратегии сводятся к нескольким основным принципам: визуализация, ассоциация, организация и повторение; они позволяют сохранить содержимое кратковременной памяти и сформировать по-настоящему прочные долговременные воспоминания.
Существуют разные способы успешного закрепления информации в памяти, и выбор тут обычно зависит от типа материала (визуальный или вербальный), длины списка элементов и объема (газетная статья или целая книга).
Мимолетная память
Все вокруг нас течет, все меняется — каждую секунду нашего бодрствования мир обрушивает на нас новую информацию. Благодаря кратковременной памяти мы можем удерживать в уме то, что только что пережили, даже если физически это больше не присутствует в нашем окружении.
Эта способность позволяет нам проживать жизнь от момента к моменту, органично связывая прошлое с настоящим, а настоящее — с планами на будущее.
Для разных типов информации есть несколько хранилищ кратковременной памяти. Ключевые игроки здесь — это процессы кратковременной памяти, отвечающие за сохранение в мозге визуальной, вербальной и пространственной информации.
Области мозга, обрабатывающие зрительные раздражители, способны удерживать их перед мысленным взором даже после того, как изображение перед глазами исчезло, — например, смотря в зеркало заднего вида при вождении, вы помните, что видели впереди на дороге.
То же самое верно и в отношении слуховых раздражителей. Это своеобразное эхо нейронной активности, возникающей в ответ на услышанное или увиденное.
Краткосрочные хранилища дают мозгу время обработать сенсорные сигналы, поместить их в контекст и отреагировать на них. Как вы уже знаете, за такого рода манипулирование и преобразование информации (например, решение в уме математической задачи) отвечает рабочая память и исполнительные функции мозга (об этих функциях мы говорили ранее).
К сожалению, наши ресурсы ограниченны по сравнению с непрерывными потоками сигналов, поступающих из окружающей среды, а также генерируемых внутри самого мозга, таких как мысли и многие бессознательные процессы. Именно поэтому содержимое кратковременной памяти чрезвычайно недолговечно.
Повторите, пожалуйста
Самый простой способ сохранить информацию в кратковременной памяти — это вербальное повторение. Мы часто автоматически используем эту стратегию: например, когда кто-то подсказывает нам дорогу в незнакомом городе, мы повторяем его слова.
Такое проговаривание позволяет удержать содержимое кратковременной памяти в активном состоянии и предотвратить его стирание. Этот метод работает как для вербальной, так и для зрительной информации, которую можно описать словами.
Читая, слыша или видя новую информацию, мы почти никогда не сохраняем ее только в виде зрительного образа или звуковой последовательности — удерживая образы объектов в кратковременной зрительной памяти, мы мысленно обозначаем их соответствующими словами.
Точно так же, смотря на список слов, которые хотим запомнить, мы часто создаем ассоциированные с ними образы. Такой двойной вербально- визуальный метод позволяет намного эффективнее удерживать информацию в кратковременной памяти, чем тот или другой метод по отдельности.
Pапоминать конкретные объекты, которые можно обозначить одним словом, намного проще, чем абстрактные формы или изображения, для которых требуется больше слов.
Например, запоминание последовательности лиц или смайликов — довольно сложная задача для кратковременной памяти, ведь тут требуется создать короткие и четкие описания для каждого из элементов. Но вы сможете сократить требуемый объем кратковременной памяти, если сумеете выделить одну уникальную визуальную особенность и описать ее одним-двумя словами.
Смайлик с изогнутым ртом может стать просто «волнистым». Следовательно, умение выявлять уникальные особенности и использовать их как мнемонические якоря — хорошее подспорье в задачах на память. Это же поможет вам позже, когда будете практиковаться в запоминании имен новых знакомых.
В центре внимания
Вернемся к примеру с многолюдной вечеринкой: чтобы выделить из какофонии голосов конкретную беседу, нужно сосредоточиться на ней. Как и на вечеринке, в мозге царит постоянный шум: каждая миллисекунда здесь заполнена непрерывными потоками входящих сенсорных сигналов, мыслей и других бесчисленных процессов.
Внимание, подобно лучу фонарика, освещает часть содержимого кратко временной памяти, указывая на то, что его необходимо акцентировать и сохранить. Все, что остается «в тени», быстро стирается из ограниченных по емкости кратковременных хранилищ.
Вот почему так трудно сосредоточиться в шумном людном месте, а эффективность при попытке делать несколько дел одновременно (так называемой многозадачности) резко снижается.
Исполнительные функции могут действовать как переключатель, приоритизируя тип информации, который наиболее важен для конкретной задачи. Когда вы за рулем и нужно сосредоточиться, они могут отвлекать ваше внимание от разговора пассажиров в салоне и концентрировать его на окружающих визуальных стимулах.
Когда же разговор попутчиков становится актуальным для выполняемой задачи (например, они объясняют, как проехать к незнакомому пункту назначения), ваше внимание сосредоточивается на их словах.
На самом деле при многозадачности мозг не выполняет несколько задач одновременно, а просто быстро переключается между ними, попеременно занимаясь то одним делом, то другим. Эффективная многозадачность — это миф.
Да, можно держать под контролем сразу несколько дел, но это переключение внимания дорого нам обходится и ведет к более быстрому стиранию информации из кратко временной памяти. В конечном итоге это означает, что продуктивность значительно ухудшается по сравнению с ситуацией, когда вы сосредоточенно выполняете задачи по очереди.
Возможно, вы на собственном опыте знаете, насколько труднее делать важную работу в шумном офисе, а не в тишине. Это хороший пример того, как внимание влияет на работу кратковременной памяти.
Когда вокруг много чего происходит, гораздо больше вероятность, что вы собьетесь с мысли и забудете, о чем думали всего секунду назад, после того как один из массы голосов пусть даже на мгновение привлечет ваше внимание.
Выполняя упражнения, постарайтесь устранить все отвлекающие факторы, чтобы хорошо усвоить материал.
Освободите место
Некоторые упражнения позволят проверить, фиксированную последовательность из скольких изображений, слов или чисел вы можете запомнить и затем надежно воспроизвести, — другими словами, измерить объем кратко временной памяти. Нормальный диапазон для большинства людей — от трех до девяти единиц информации. Но это вовсе не означает, что эту емкость невозможно увеличить.
Например, запоминаемый материал можно организовать так, чтобы уменьшить количество отдельных элементов. Если вы обычно запоминаете четыре элемента, то восемь элементов можно, скажем, преобразовать в четыре мысленные картинки, таким образом вдвое увеличив объем кратковременной памяти.
Такое объединение — или укрупнение — информации дает вам возможность высвободить место для дополнительных элементов. Эта мнемоническая стратегия, называемая «чанкинг» или «группировка», позволяет более эффективно использовать объем кратковременной памяти.
На самом деле в этом состоит главная цель всех упражнений на тренировку памяти — на учиться лучше работать с теми ресурсами, которые имеются в вашем распоряжении. Овладев этой мнемотехникой, вы также сможете более эффективно задействовать рабочую память.
Научитесь рисовать картины
Чтобы ориентироваться в окружающем мире, люди полагаются на зрение в гораздо большей степени, чем на все остальные чувства. Мы без труда вспоминаем тысячи объектов или целых сцен со всем богатством деталей, и большинство из нас легко создают в уме любые новые образы.
Зрительная информация зачастую запоминается гораздо лучше, чем вербальный материал, письменный или устный, поэтому почти все эффективные мнемонические стратегии включают того или иного рода визуализацию.
Например, один из способов усовершенствовать технику чанкинга — нарисовать запоминающуюся мысленную картину со всеми элементами, которые требуется запомнить. Для этого нужно выбрать общую идею, которая позволит не только поместить на картину все элементы, но и связать их между собой. Это повысит шансы на то, что, вспомнив один из элементов, вы вспомните и все остальные.
Например, если нужно запомнить такие элементы, как «дерево», «стул», «поводок», «яблоко» и «луна», можете поместить в центр картины дерево, повесить на ветку яблоко, обернуть вокруг кроны поводок наподобие новогодней гирлянды на елке, прислонить к стволу стул и залить всю эту сцену лунным светом.
Поначалу рисовать в уме такие необычные и запоминающиеся сцены может быть непросто, но со временем вы разовьете этот навык. <…> Воображение — не только гениальный художник, но и первый помощник, когда дело касается кратковременной и долговременной памяти.
1. Картинки по порядку
Посмотрите на эти шесть картинок и постарайтесь запомнить порядок, в котором они расположены. Как только будете уверены, что хорошо все запомнили, переверните картинку.
Можете ли вы вспомнить порядок, в котором были расположены картинки? Мысленно соедините линиями каждую картинку с полем, соответствующим ее исходному положению на закрытом рисунке.
2. Еще больше картинок по порядку
Повторите предыдущее упражнение, теперь с бóльшим количеством картинок. И потратьте на запоминание их расположения не больше 30 секунд.
Можете ли вы вспомнить порядок, в котором были расположены эти картинки? Мысленно соедините линиями каждую картинку с полем, соответствующим ее исходному положению на закрытом рисунке.
3. С первого взгляда
Постарайтесь запомнить расположение этих шести картинок, потратив не больше 15 секунд. Потом переворачивайте изображение.
Мысленно соедините линиями каждую картинку с полем, соответствующим ее исходному положению на закрытом рисунке.
Показалось ли вам это упражнение более сложным из-за того, что у вас было мало времени на запоминание порядка картинок?
Отрывок из книги Гарет Мур «Дворец памяти: 70 задач для развития памяти». М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2022
Ищите еще больше задач в книге
Представьте, что память — это огромный дворец, где ваши воспоминания хранятся как картины в музее. Ориентируясь в его комнатах, вы сможете в любой момент обратиться к нужному факту или образу. Этот древний мнемонический метод известен со времен Античности под названиями «дворец памяти» или «чертоги разума».