Цифровые грузовики успешно довезли груз по трассе М-11 из Санкт-Петербурга в Москву и даже добрались до пункта назначения на час раньше запланированного. Это ли не светлое будущее, которое наступило?
Но обо всем по порядку. С виду обычные фуры: таких на каждой трассе — десятки, а то и сотни. Кабина на месте, руль тоже. Только за рулем сидит уже не водитель, а оператор. И его задача минимальна: контролировать движение автомобиля и взять управление на себя в сложных ситуациях, например, если на дороге ремонт.
В остальное время грузовиком-беспилотником управляет «электронный мозг». Он не позволяет превысить скорость, пойти на опасный обгон, резко затормозить. Он не спит за рулем, ему не надо в туалет, а заправки, между прочим, хватает на тысячу километров. В общем, максимально исключен человеческий фактор, из-за которого происходят многие аварии. Единственное, что неподвластно этому искусственному интеллекту, — просчитать действия других водителей: тут он, увы, ничем не отличается от человека.
Тем не менее, первый пробный запуск на ПМЭФ-2023 прошел успешно.
«Ехали девять часов около 80 километров в час, держали положенную дистанцию между машинами. Остановки были, были заправки. На заправку я заезжал в ручном режиме. Заправились, тронулись, дальше все переводили на автономный режим», — рассказал оператор грузовика Динар Алмаев.
В этом году такие беспилотники должны перевезти 50 тонн коммерческого груза, причем не только между Санкт-Петербургом и Москвой. Географию планируют расширить сначала до Казани, а к концу 2024-го и до Екатеринбурга.
Кстати, со временем в кабине не будет даже операторов: через сто часов безаварийного движения и при отсутствии технических недостатков грузовик сможет ездить исключительно под дистанционным контролем диспетчера. Но для этого сначала надо привести в порядок все дороги, чтобы не получилось как с Тверью, которую приходится вручную объезжать через старую трассу.
Читайте также, зачем у советских грузовиков на колесах была странная (на первый взгляд) деталь.