Имя Луиса Уэйна сейчас знают немногие, хотя сто лет назад его рисунки кошек, украшали страницы журналов и детских книг и печатались на открытках, а в наше время широко распространены в интернете, но без указания авторства. Британский художник одним из первых придал пушистым зверькам антропоморфный вид: на иллюстрациях Уэйна они, подобно своим владельцам, пили чай, курили сигары, играли на музыкальных инструментах и устраивали праздники. Кошки на рисунках выглядели счастливыми, а вот их создателю счастья в жизни почти не досталось.
Художник по котикам
Луис Уэйн появился на свет 5 августа 1860 года в Лондоне в семье небогатого торговца текстилем. Он был старшим ребенком в семье и с самого детства должен был делить с родителями заботы о пяти своих сестрах. Такую ответственность мальчик выносил с трудом — Луис был застенчивым и чувствительным. А еще он родился с расщеплением неба — в связи с этим до десяти лет мальчик по рекомендации врача даже не ходил в школу, обучаясь на дому. Будущий художник с ранних лет отличался и эксцентричностью, которая могла быть ранним признаком проблем с психикой. К примеру, Луис утверждал, что притягивает электричество из воздуха, поэтому его постоянно преследует огромный «энергетический шар».
Когда Уэйну было 20 лет, его отец скончался — юноша остался единственным кормильцем матери и сестер. К тому времени он успел закончить Школу искусств Западного Лондона и начал работать в ней же преподавателем. Вскоре после смерти отца Луис ушел из школы, сделавшись, как сказали бы теперь, иллюстратором-фрилансером. Его рисунки, на которых были изображены самые разные животные и сцены сельской жизни, охотно покупали разные издания, включая журналы Illustrated London News и Illustrated Sporting and Dramatic News. Тогда же он начал подумывать о том, чтобы сосредоточиться на изображении собак.
Вместе с первыми успехами в карьере к Уэйну пришло и личное счастье — в 23 года он женился на гувернантке своих сестер Эмили Ричардсон, которая была старше его на 10 лет. Молодожены перебрались в новый дом, но идиллия была недолгой — через три года Эмили скончалась от рака. Недуг жены круто изменил жизнь Уэйна: чтобы облегчить ее страдания художник начал рисовать для Эмили смешные изображения их домашнего черно-белого кота Питера, которого пара забрала к себе в дом с улицы.
Для публикации они не предназначались, но жена предложила Луису показать работы издателям. Это была прекрасная идея — в 1886 году, за несколько дней до смерти Эмили, в декабрьском выпуске Illustrated London News была напечатана картинка под названием «Рождественская вечеринка котят».
С тех пор Луис Уэйн стал главным «кошачьим» художником и крайне редко изменял своим пушистым музам. После кончины жены он с головой ушел в работу, чтобы не сойти с ума от горя. Уэйн рисовал иллюстрации для журналов и книг, создавал комиксы и открытки. С 1901 по 1915 годы он издавал в собственный ежегодник Louis Wain Annual. Возле каждой картинки художник писал короткое пояснение о том, чем занимаются кошки.
С годами иллюстрации Луиса Уэйна становились все более сложными. Кошки носили человеческую одежду, выражали на своих мордочках узнаваемые эмоции, пародировали занятия и вкусы людей из высшего общества. Выходя в ресторан или на прогулку, Луис Уэйн часто захватывал с собой альбом и, наблюдая за поведением окружающих, делал зарисовки, заменяя людей на кошек.
Свою привязанность к котикам Луис Уэйн выражал и через общественную деятельность: он состоял в нескольких зоозащитных организациях, осуждал вивисекцию и боролся с предрассудками о братьях наших меньших. Заодно он придумал теорию, согласно которой от кошек исходят невидимые, но физически ощутимые вибрации. Хотя похожие идеи про людей в то время пользовались популярностью, подобные мысли про кошек приятели художника не оценили.
Бедный художник
Увы, популярность не приносила Уэйну достаточно средств для безбедного существования. Луис был непозволительно простодушен и добр, невнимательно читал договоры и часто терял права на собственные рисунки. Отсутствие деловой хватки и толковых помощников делали его легкой мишенью для недобросовестных издателей. В 1907 году, накопивший долгов художник уехал в США, где начал сотрудничать с местными газетами, но неудачно вложил заработанные средства и вернулся на родину даже большим бедняком, чем до отъезда.
В семье художника тоже было не все гладко. Мать Уэйна скончалась в 1910 году, когда он плыл в Англию через Атлантику. Ни одна из пяти его сестер так и не вышла замуж — Мэри, третья по старшинству среди них, в 1900 году попала в психиатрическую больницу и была признана невменяемой. Она пережила мать на три года, а в 1917 году от «испанки» умерла Кэролайн — старшая из сестер Уэйна, которая была для него главной опорой в жизни.
Последнее предприятие
В попытке улучшить свое финансовое положение Луис Уэйн обратился к керамике. Вдохновленный работами кубистов и футуристов, он в 1914 году создал серию из девяти необычных кошачьих статуэток, которые имели не только декоративную, но и практическую функцию — это были пепельницы, подставки для пишущих принадлежностей, чернильницы и т.д.
На родине Уэйна фигурки приняли прохладно, а надеждам удачно продать их в США помешала Первая мировая война — в 1915-м немецкая субмарина потопило судно, которое везло в Америку партию статуэток Уэйна. Так художник прогорел окончательно.
Вскоре производство фигурок Уэйна наладила компания «Амфора» из Чехословакии, но объемы выпуска были невелики. В наши дни оригинальные статуэтки изредка появляются в продаже на аукционах, где покупатели платят за них огромные деньги — о таких суммах Луис Уэйн не мог и мечтать.
Финал на больничной койке
Смерть Кэролайн серьезно пошатнула и без того неустойчивое психическое состояние Луиса. Сперва он помешался на порядке, часами переставляя мебель и домашнюю утварь в семейном доме, а потом у него развилась паранойя — художник стал подозревать, что три оставшиеся сестры (Клэр, Жозефина и Фелиция) хотят его убить. Одну из них Луис как-то раз попытался столкнуть с лестницы.
В 1924 году Луис Уэйн оказался в психиатрической лечебнице, где у него диагностировали шизофрению. При этом он продолжал рисовать — сестры регулярно навещали Луиса и забирали рисунки. О том, что художник находится в клинике в не самых лучших условиях, широкая публика узнала практически случайно. В 1925 году знаменитые поклонники таланта Уэйна создали благотворительный фонд, чтобы поддержать художника. Статьи об Уэйне печатались в газетах и журналах, британский премьер-министр Рамси Макдональд поспособствовал переводу Уэйна в Бетлемскую королевскую психиатрическую больницу, более известную как Бедлам, и выделил пенсию его сестрам.
В свою очередь писатель Герберт Уэллс рассказал о заслугах Уэйна по радио:
Попав в более приличную клинику, Уэйн не бросил рисование, а на Рождество он даже украшал рисунками зеркала и стены. В 1930 году в связи с переездом Бедлама Луиса отправили в психиатрическую больницу Нэпсбери, расположенную в сельской местности, где для него были созданы комфортные условия. Здесь он мог рисовать в свое удовольствие.
В 1936 году у художника случился инсульт, а в июле 1939 года 78-летний Луис Уэйн скончался. Последняя прижизненная выставка его работ прошла в 1937 году.
Посмертный успех
Вскоре началась Вторая мировая война, и творческое наследие Уэйна, насчитывающее, по некоторым оценкам, десятки тысяч рисунков, оказалось забыто почти на 30 лет. Первая биография Луиса Уэйна была издана в 1968-м, а в 1972 году была организована выставка работ художника всколыхнувшая интерес к его творчеству. Новый виток популярности его иллюстраций пришелся на 1990-е годы: за открытки Уэйна коллекционеры платили сотни долларов, за оригинальные акварели — десятки тысяч.
До появления «кошачьих» картин Уэйна англичане Викторианской эпохи относились к этим животным скорее безразлично. В кошках они видели, в лучшем случае, ловцов мышей. Изображая кошек привлекательными, умными и человечными, Луис Уэйн помог изменить отношение общества к пушистым компаньонам. А век спустя был придуман интернет, в котором кошки по сей день властвуют практически безраздельно.