Возможно, для кого-то быть боцманом на парусном корабле — работа мечты, но Игорь Сивов никогда не мечтал о своей профессии.
Уроженец Санкт-Петербурга, сначала он пошел служить в военно-морской флот, а после демобилизации продолжил карьеру моряка: окончил Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и в 1991 году пришел на парусник «Мир».
Сначала был подшкипером, в 1994-м стал боцманом мачты, а потом и главным боцманом.
Из чего состоит рабочий день боцмана?
Главная моя забота — весь день следить за тем, чтобы на корабле были чистота и порядок. Я руковожу чисткой, покраской, работами по устранению ржавчины, если она появляется.
Затем идет работа с парусами, с рангоутом, стоячими бегучим такелажем. Это и занимает целый день. Перед наступлением зимы мы снимаем паруса, все веревки укладываем в парусную мастерскую. Наступает весна — судно готовится к отходу в рейс.
Где учат на боцманов?
Боцманов выбирают из лучших матросов, потом им передают свои знания умудренные опытом старшие товарищи. Когда я пришел на «Мир», команду набирали отовсюду: и после службы, и тех, кто был «на рыбке», — откуда угодно.
Главный боцман, парусный мастер и боцман мачты — эти три человека передавали нам свои знания. У нас был небольшой рейс до Канар и обратно. На гонку «Коламбус-92», посвященную 500-летию открытия Америки, мы пошли экипажем, который уже был подготовлен. Гонка через океан — и сразу первое место, Гран-при.
Есть ли у боцмана специальные инструменты, которые можно считать символом профессии?
Есть боцманские ножи, деревянные и металлические свайки для плетения прядей тросов. Каждый боцман подбирает свайку под себя.
Есть несколько клише в кино — например, «поднять паруса», «отдать швартовы». Используются ли они в правильном смысле?
«Отдать швартовы», носовые и кормовые, — это да, используется. А вот выражение «поднять паруса» — это уже художественный образ. Мы либо «ставим» паруса, либо «убираем».
Каково ваше самое яркое воспоминание из походов?
Самые яркие впечатления связаны с молодостью. Тогда заходы в такие экзотические порты, как Канарские острова, Пуэрто-Рико, города США, были еще в новинку. Сейчас где мы уже только не побывали! Парусник приходит в европейский порт, швартуется к набережной в центре города, принимает посетителей. Это уже рутинная работа.
Попадали ли вы в шторм? Какова роль боцмана в такой ситуации?
Конечно. Во время шторма нужно убрать лишние паруса, чтобы не порвать верхний ярус: он выполнен из более тонкой ткани. Важно сохранить рангоут, чтобы не было поломок. От боцмана зависит, чтобы приказы с мостика выполнялись, и как можно быстрее и безопасно для членов палубной команды и курсантов.
Многочисленные анекдоты про боцмана часто строятся на том, что люди этой профессии свободно пользуются обсценной лексикой. Вы тоже часто ругаетесь?
Мы не ругаемся, мы разговариваем. Это доходчивее, чем объяснять сто раз: рявкнул — и все всё поняли. И сирийцы, и американцы, и вьетнамцы — все всё понимают.
Как быстро курсанты усваивают названия всех этих веревок, парусов, частей мачты?
Да, разных «веревок» у нас 15 километров, и каждую надо запомнить. Но если хотят в увольнение — запоминают быстро. Не хотят — сидят и учат.
Довольны ли вы боцманской жизнью? Есть ли какие-то планы по развитию или изменению жизни?
Пока я всем доволен. Мы ходим на регаты, заходим в разные города, там знакомства, экскурсии. Это интересно. Сын идет по моим стопам, у него своя профессия — океанолог. Заскучает по плаваниям, пойдет в моря.
В 2022 году парусник «Мир», находящийся в управлении компании
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2021