Для развития таланта ребенку нужен наставник, который увидит дарование и создаст условия для его проявления и становления. Безусловно, у каждого гения был такой учитель. О некоторых блестящих встречах выдающихся людей и их наставников рассказывает педагог высшей квалификационной категории, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Надежда Проняева.
Александр Пушкин и Александр Куницын
Годы учебы Пушкина в Царскосельском лицее с давних пор воспринимаются как источник живительных сил для расцвета гения поэта. Одним из учителей Пушкина, оставивших яркий след в становлении поэта, был Александр Петрович Куницын (1783–1841), преподаватель «нравственных наук» и юрист. Именно ему Пушкин посвятил строки, которые ярче многих биографических сведений характеризуют взаимоотношения педагога и лицеистов:
По мнению исследователей творческого пути и формирования жизненных идеалов Пушкина, именно идеи доктрины естественного права, услышанные от А.П. Куницына, стали краеугольным камнем общественного мировоззрения поэта. Как образно говорил известный правовед и адвокат Алексей Гольденвейзер: «Чистая лампада, которую „возжег“ пред взорами Пушкина-мальчика Куницын, продолжала гореть до конца его дней».
Об успехах лицеиста Пушкина наставник в учебной ведомости писал так: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен (то есть понятлив)».
Куницын, происходивший из семьи священника и получивший первоначальное образование в духовной семинарии, рассматривал право как часть нравственной философии.
Александр Петрович, умный, образованный и красноречивый, никогда не заискивал перед начальством. Даже в известной карикатуре, сделанной в свое время лицеистом Илличевским, где профессора испрашивают милость у графа Разумовского, Куницын изображен стоящим в стороне, повернувшись к министру спиной.
Идеи Александра Петровича Куницына во многом подготовили понимание российским обществом утверждения священных прав и свобод каждой личности. Но вместе с тем эти идеи в свое время напугали еще не вполне зрелую общественность, и Куницын был уволен со службы с запрещением преподавательской деятельности.
По воспоминаниям современников, именно к занятиям Куницына на первых порах более всего тяготел лицеист Пушкин, а торжественная речь педагога на открытии Лицея в 1811 году навсегда оставила свой след для Пушкина, ведь даже в непростом для поэта 1836 году он вспоминал наставника в поэтических строках.
Петр Чайковский и Антон Рубинштейн
Два титана в мире музыки прошли очень непростой путь, каждый по-своему, со своими взлетами и падениями, но каждый из них оставил уникальный вклад в мировом музыкальном искусстве.
Петр Ильич Чайковский сначала получил юридическое образование, окончив в 1859 году знаменитое Императорское училище правоведения в Петербурге. Его студентов в свое время называли «чижиками-пыжиками» за зелено-желтую расцветку мундира, напоминавшего оперение чижа.
Будущий композитор даже поступил на службу в министерство юстиции, но тяга к музыке и ощущение дремлющих могучих музыкальных сил заставили Чайковского оставить службу. Несмотря на ухудшившееся материальное положение, Петр Ильич посвятил свою жизнь искусству.
В 1862 году Чайковский поступает в открывшуюся Петербургскую консерваторию, где на протяжении четырех лет его педагогом был Антон Григорьевич Рубинштейн, виртуозный пианист, талантливый композитор и общественный деятель поистине ренессансного размаха. Он основал отечественную систему музыкального образования, которая до сих пор считается эталонной для подготовки профессионального музыканта.
Изначально преподаватели консерватории не увидели выдающегося таланта у Чайковского, но кропотливые занятия на фортепиано и органе, изучение теории музыки, гармонии и полифонии позволили композитору добиться выдающихся успехов, окончить консерваторию с серебряной медалью и впоследствии стать профессором в только что открывшейся в Москве консерватории.
К слову, с 1940 года Московская консерватория — ведущее российское и мировое музыкальное учебное заведение — носит имя Петра Ильича Чайковского.
Антон Рубинштейн, наставник Чайковского в консерватории, с самого детства проявлял выдающиеся способности к игре на фортепиано. Его учителями были различные музыканты, которые понимали, что их ученик постепенно превосходит каждого из учителей, поэтому талант Рубинштейна во многом формировался самостоятельно. Пройденный путь в искусстве и самобытное дарование во многом позволили Антону Григорьевичу стать непререкаемым авторитетом в мире музыкального искусства.
Чайковского же в своем педагоге восхищали не только блестящее исполнительское и композиторское дарование, но и удивительные человеческие качества, чуждые низким, мелочным проявлениям. В своих воспоминаниях композитор писал:
Конечно же, Рубинштейн, в силу сложности и масштабности своей могучей личности, не мог обладать только лишь благостными чертами характера. Он был сложен, строг, во многом непонятен для современников. Его музыкальные взгляды не всегда были приняты, а композиторские сочинения порой были искусственно усложнены и не овеяны истинным вдохновением. Все это удручало Рубинштейна и осложняло его жизнь, но это не преуменьшает влияние личности Антона Григорьевича на расцвет таланта Петра Ильича Чайковского и других выдающихся музыкантов.
Эти слова, которые Антон Рубинштейн произнес в день открытия Петербургской консерватории произнес слова, актуальны и сегодня для становления молодых музыкантов и не только.
Лев Ландау и Нильс Бор
Лев Давидович Ландау (1908 — 1968) — выдающийся советский физик, быстро достигший признания в мировом академическом сообществе. Ландау сформулировал ряд масштабных научных теорий в области физики — таких как «теория множественного рождения частиц при столкновении высокоэнергетических пучков», «теория двухкомпонентного нейтрино». Был еще теория для «квантовой жидкости», для которой Ландау предсказал существование нового типа распространения волн и назвал его «нулевым звуком».
По признаниям самого Ландау, своим «единственным учителем» он считал Нильса Бора, великого датского физика-теоретика, одного из создателей квантовой механики. В начале 30-х годов прошлого века Нильс Бор возглавлял Институт теоретической физики в Копенгагене. Адрес этого института знали все физики-теоретики мирового научного сообщества, а молодые ученые всеми силами старались попасть на научные встречи к выдающемуся профессору.
В апреле 1930 года двадцатидвухлетний Лев Ландау с группой молодых советских физиков, конечно же, по протекции уважаемых советских академиков, встретился в Копенгагене на семинарах с Нильсом Бором.
Удивительно, но общение Бора с молодыми учеными не сводилось лишь к изучению научных дисциплин и обсуждению новых теорий. У Нильса Бора имелись свои традиции в общении с новичками, когда вновь прибывшего физика приглашали на обед к профессору, который жил при институте. Ученые общались уже в более неформальной обстановке, знакомились с семьей Бора. Так и появлялся тот уникальный академический дух, в котором рождались и обсуждались монументальные научные теории.
В своих воспоминаниях Нильс Бор не скрывал, что лучшим учеником он считал Льва Ландау. Молодой человек был остроумен, прост в общении и быстро освоился на семинарах Бора. Научные диспуты переходили через академические стены. По воспоминаниям современников, частенько можно было встретить Ландау и Бора, прогуливающихся в парке, при этом отчаянно жестикулирующих, с криком споривших об очередных научных положениях.
После стажировки у Нильса Бора Лев Ландау подробно охарактеризовал диамагнетизм электронов и доработал квантовую теорию этого явления. Тогда-то выдающийся британский физик Рудольф Пайерлс сказал знаменитую фразу: «Надо смотреть правде в лицо — все мы питаемся крошками со стола Ландау».
Стажировка у Нильса Бора завершилась. Лев Ландау, вернувшись на Родину, быстро защитил блестящую докторскую диссертацию. Общение выдающихся физиков периодически возобновлялось, но не лично, а в «заочном формате». Ландау был осужден по обвинению в шпионаже, через год выпущен на свободу, причем по протекции, в том числе и Бора. Но за границу Ландау выезжать уже не мог. Тем не менее научное общение двух великих физиков принесло неоценимый вклад в понимание научной картины мира.
Как мы увидели, учителями российских гениев были не менее выдающиеся наставники. Их влияние и вклад в становление личностей воспитанников позволило вписать золотыми буквами имена наших соотечественников в мировую историю.