Сегодня на уроках литературы изучают отечественных и зарубежных авторов и используют нестандартные приемы — квесты, синквейны, инсерты и другие. Но так было не всегда. На уроки литературы сильно влияла советская идеология. О том, как менялось преподавание литературы с советских времен до наших дней, рассказывает Наталья Черненко, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Кандидат педагогических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа
Как стали преподавать литературу после революции
В период с конца XIX–начала XX века в культуре произошел переход от элитарного искусства к массовому. В тот же промежуток грамотных людей было немного, поэтому Советский союз поставил задачу ввести программы по ликвидации безграмотности. Ее идеология — обучить читать, чтобы пропагандировать ту литературу, которую партия считает важной. Поэтому в программу изучения входили только советские авторы.
Литературу как отдельный предмет начали изучать только с середины 30-х годов XX века. Ее задачей стало идеологическое воспитание подрастающего поколения. В этот же период появились первые советские учебники по литературе, в которых шла речь о борьбе трудового народа с самодержавием на примерах произведений XIX века.
В ученике видели и воспитывали не личность, а советского человека. Знание литературы из школьной программы приобрело значимость, так как советский человек обязан знать авторов, которых читает вся страна. Конечно же, восприятие литературы носило социальный характер.
Как проходил урок литературы в советское время
На уроках в советской школе изучали пропагандистскую литературу. Методисты и авторы учебников доказывали, что произведения Александра Радищева, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и других «дореволюционных» писателей могут успешно быть использованы для утверждения коммунистического мировоззрения и в новой школе. Вместе с тем большинство произведений из школьной программы было написано по социальному заказу: в этих текстах отражались актуальные темы, связанные с жизнью человека в советское время.
На уроках литературы в советский период нужно было сформировать стратегию поведения для будущего советского гражданина. Этой цели отвечали произведения, написанные в духе соцреализма, понятные массам, рапортующие об успехах строительства новой страны и общества и утверждающие коммунистический идеал новой жизни.
Одним из основных экзаменов в советский период было сочинение по литературе: ученик должен был высказать правильное мнение по теме, собственные же мысли о прочитанном произведении не допускались. Актуальны были такие темы сочинений: «Борьба Н.В. Гоголя с „мертвыми душами“ в русской жизни», «Н.Некрасов как соратник Н.Чернышевского», «Характеры рабочих в пьесе М.Горького „Враги“» и многие другие, в которых выражался дух времени.
Немаловажным компонентом работы учителя-словесника была передача коммунистической идеологии во время объяснения темы урока. Педагог был обязан, рассказывая биографии писателей и обсуждая вопросы по истории литературы, транслировать мысли о том, что каждый автор так или иначе внес свой вклад в победу революции и создание новой страны и общества.
Опальные и угодные партии авторы
Долгое время для преподавания были запрещены такие авторы, как Сергей Есенин, Александр Блок, Иваан Бунин — те литераторы, которые не поддержали или вовсе не приняли советскую власть. Но время не стоит на месте: в период оттепели и брежневскую эпоху таких писателей внесли в список изучения, ограничив доступ к отобранным произведениям, в которых звучала тема патриотизма. Любовь к Родине стала одной из ведущих тем в преподавании литературы — тема была внесена в школьную программу.
Даже у той литературы, которую мы сейчас считаем классикой, не всегда была простая судьба в школе. Так, «Преступление и наказание» на 30 лет было исключено из школьной программы. Обязательные сегодня к изучению «Мастер и Маргарита» или «Один день Ивана Денисовича» невозможно было проходить в школе — первый увидел свет в СССР через три десятка лет после смерти автора и широко не печатался, Солженицын же и вовсе был запрещен официально (приказ отменили лишь в 1988). А вот всем известные «Молодая гвардия» Александра Фадеева и «Поднятая целина» Михаила Шолохова были обязательными и считались значимыми для изучения советской литературы.
Со временем в методику преподавания были внесены изменения — учитель должен был искать и предлагать новые формы урока. С конца 1950-х стали активно снимать фильмы-экранизации по значимым литературным произведениям — так, были экранизированы «Война и мир» и «Анна Каренина» по Льву Толстому, «Евгений Онегин» и «Маленькие трагедии» по Александру Пушкину, «Идиот» по Федору Достоевскому, «Вий» по Николаю Гоголю и многие другие. Просмотр соответствующих картин дополнял изучение произведений, входивших в школьную программу.
Влияние перестройки
Преподавание литературы резко изменило направленность в период перестройки. В это время стали широко распространяться новые методики благодаря педагогам-новаторам. Появились авторские программы, в изучение литературы внесены запрещенные ранее авторы — Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Иосиф Бродский, которые сначала изучались факультативно, а позже стали частью основной программы в старших классах.
Изменилась подача материала: учителя стали проводить уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-конференции, лекции. В сочинениях появились новые формы — эссе, отзывы, рецензии и другие, где учащийся должен выразить свое мнение о прочитанном, сделать обоснованные выводы и предложить свою трактовку произведения.
Современный урок литературы кардинально изменился как по подаче материала, так и по формату проведения. Задача учителя — сформировать мировоззрение учащегося, научить аргументировать выдвигаемые гипотезы и тезисы и выражать свою точку зрения.
В XXI веке на уроках литературы важно анализировать эпоху, в которой оказался герой, чтобы понять его поступки и мысли. Теперь приоритет отдается ученику, ибо он должен уметь мыслить и общаться. Поэтому активно используются продуктивные методы и приемы, например: уроки-диспуты, приемы РАФТ (вид инсценировки), «Шпаргалки», «Фишбоун». Они мотивируют детей к изучению литературы, делают урок увлекательным и повышают интерес к чтению.