Автомобильная дорога М-12 «Восток» соединяет Москву и Казань — первый участок был открыт в сентябре 2023 года. Сейчас доехать от столицы до Татарстана через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области и Чувашию можно за 6–7 часов. Проезд по трассе протяженностью 810 километров обойдется примерно в 4500–5000 рублей — или по 6 рублей 17 копеек за километр.
Коллеги из редакции нижегородского портала NN.RU (а Нижний находится примерно в середине М-12) сравнили стоимость проезда по этой магистрали в России и аналогичные ценники в европейских странах.
Итальянская А1
В Италии платных дорог довольно много, и самой длинной считается А1, что соединяет Милан на севере с Неаполем на юге. Протяженность — 776 километров сквозь пейзажи одной из самых красивых и популярных у туристов стран мира. В 2023 году стоимость проезда для легковых машин составляла 58,2 евро, что примерно равняется 5500 рублям. То есть один километр вояжа вдоль апеннинского «сапога» обойдется автомобилисту в 7 рублей 15 копеек.
Важный нюанс: вариантов маршрута по А1 несколько, и поездка будет дороже, если путь лежит через горы.
Французские А10, А20, А79
Поездка по автобану А10 на легковом автомобиле из Парижа в Бордо обойдется путешественникам в 60,2 евро, то есть 6000 рублей. Расстояние между этими крупными городами составляет 557 километров, так что ценник за километр — 10,8 рубля.
Еще одна автомагистраль, А20, соединяет Вьерзон, который находится в центре страны, с Монтобаном, что к северу от Тулузы. Протяженность трассы — 428 километров, обойдется проезд по ней в 15,6 евро или 1561 рубль. На этой дороге километр стоит всего 3,6 рубля, что значительно дешевле российской М-12.
В прошлом году во Франции открыли дорогу А79, соединяющую Дигуэн и Монмаро, — ее длина 88 километров. Эта поездка будет стоить владельцам легковушек в 4,5 евро или 450 рублей — то есть километр обойдется в 5,1 рубля.
Албанская А1
В 2018 году в Албании появилась первая и пока единственная платная магистраль А1. Она начинается в городе Дуррес на берегу Адриатического моря и заканчивается на границе с частично признанным Косово. Протяженность трассы составляет 114 километров, преодолеть это расстояние можно за пару часов.
Стоимость проезда по албанской магистрали составляет 5 евро или около 470 рублей — то есть километр стоит 4,1 рубля. Для мотоциклов поездка будет дешевле, для автобусов и грузовиков — дороже.
Босния и Герцеговина
В этой любимой туристами стране есть несколько платных участков дорог. Самый длинный начинается в городе Баня-Лука и тянется до города Добой. Его длина составляет 72 километра, что на самом деле немало для крошечного государства.
Стоимость проезда колеблется от 7 до 14 евро, в зависимости от категории автомобиля. Для легковых это 7 евро или 667 рублей, то есть километр стоит 9,2 рубля.
В каких странах платных дорог нет?
Если вы приедете в Латвию, то можете быть спокойны на этот счет: протяженность всех дорог составляет порядка 73 тысяч километров, но ни одной из них денег с вас не возьмут. Однако если цель — курортная зона Юрмалы, а поездка запланирована между 1 апреля и 30 сентября, понадобится 30 евро — это стоимость посещения территории на автомобиле, оплаченный чек действует целый месяц.
В Швеции платных дорог тоже нет, но скандинавы берут деньги за проезд по мостам. Например, пересечь знаменитый пролив Эренсунн длиной 7,8 километра стоит 58 евро (для легкового автомобиля) — выходит 738 рублей за километр. Кажется, что это дорого, но стоит учесть, что вы перемещаетесь между двумя странами с очень высоким уровнем жизни в каждой — Эресуннский мост соединяет датский Копенгаген со шведским Мальме.
В богатой Бельгии тоже не стали экспериментировать с платными дорогами, хотя в стране и есть отдельные участки со взиманием денег. Проезд по тоннелю под рекой Шельда длиной в 1,37 километра обойдется в 4 евро, если оплатить его специальной картой, — это 284 рубля за километр.
Как для оплаты проезда использовать транспондер и действительно ли он помогает экономить, мы разбирались в этой статье.