Киты, а также тюлени ныряют по нескольку раз в день, опускаются на сотни метров и проводят на глубине минут по сорок. Человек на их месте быстро заработал бы кессонную болезнь. Ведь начиная с 20-метровой глубины давление воздуха в наших легких достигает трех атмосфер. При таком давлении поступивший из воздуха азот растворяется в крови и жире и постепенно насыщает их, и когда ныряльщик всплывает, из его тканей выделяются пузырьки азота, что весьма болезненно и может привести к гибели.
Почему же у морских млекопитающих не так? Есть предположение, что они перед погружением не набирают полные легкие воздуха, а, наоборот, выдыхают его. Их кровь и мышцы насыщены кислородом, но легкие почти пусты. А если в легких нет воздуха, то в крови неоткуда взяться и азоту.
Китам же и выдыхать необязательно. Объем их легких невелик по сравнению с объемом верхних дыхательных путей. Когда кит опускается на глубину, возросшее давление сжимает его легкие и выдавливает воздух в обширную трахею, которая не сжимается, потому что укреплена костными кольцами. Кроме того, на глубине кровоток в китовых легких падает до минимума: если в легких и есть некоторое количество воздуха, в кровь попадает очень мало азота.