В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошло одно из крупнейших кораблекрушений ХХ века — во время очередного рейса паром «Эстония» угодил в шторм и стремительно затонул вместе с сотнями пассажиров и членов экипажа. К 30-летию трагедии Vokrugsveta.ru вспоминает обстоятельства гибели «Эстонии» и рассказывает, почему не так давно было возобновлено официальное расследование крушения парома.
Быстрое погружение
Паром «Эстония», предназначавшийся для перевозки пассажиров и грузов по Балтике, сошел со стапелей верфи в немецком Папенбурге в 1979 году под именем Viking Sally. Это было весьма крупное для своего класса судно — 155 метров в длину, свыше 15,5 тыс. тонн валовой вместимости.
За свою недолгую историю паром несколько раз менял владельцев, пока в 1993 году не перешел в распоряжение фирмы EstLine A/S — совместного предприятия шведской фирмы Nordström & Thulin и эстонской госкомпании Estonian Shipping. Тогда же судно и переименовали в «Эстонию».
В последний рейс паром отправился 27 сентября 1994 года, отчалив от десятого пирса терминала B в порту Таллина, после чего взял курс на Стокгольм. На борту находилось 989 человек из семнадцати государств, в том числе 347 граждан Эстонии. К полуночи паром достиг середины Балтийского моря и продолжал путь со скоростью около 15 узлов.
Усиливавшееся волнение не помешало капитану Арво Андрессону (выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова) уйти из рулевой рубки — спать. Однако вскоре ему пришлось вернуться — капитана вызвали после того, как из носовой части корпуса стал доноситься металлический стук (первым его услышал вахтенный матрос Сильвер Линде). Неприятный звук все усиливался, разбудив и мирно спящих пассажиров.
В 01.15 ночи разрушились запорные механизмы поворотного визора — гигантских ворот в носу судна, предназначенных для погрузки автомобилей. 55-тонные створки визора распахнулись, повисли на концах креплений и рухнули в воду. Забортная вода стремительно хлынула на автомобильную палубу «Эстонии».
В 01.20 по внутренней системе оповещения был передан сигнал «На корабле тревога!» — но почему-то лишь на эстонском языке. Судно стало крениться — столь стремительно, что многие пассажиры, особенно старики и женщины с детьми, не успели вовремя выбраться из кают. Фактически у людей, никогда не бывавших в подобной ситуации, оказалось лишь 10-20 минут на то, чтобы сориентироваться и принять меры к своему спасению.
3D-модель «Эстонии», созданная эстонским Бюро расследований по вопросам безопасности
Корабль тонул с поразительной для такого гиганта быстротой. Уже в 01.30 вода стала заливать жилые палубы, а менее чем через двадцать минут паром почти полностью скрылся под поверхностью моря. Однако радисты успели несколько раз отправить в эфир сигнал бедствия. Последний из этих сигналов, улетевший в 01.26, гласил: «Теперь все действительно плохо. Сейчас здесь действительно плохо».
Пассажиры и члены экипажа, которые успели покинуть тонущую «Эстонию», оказались в бурном море. Команде удалось спустить на воду несколько спасательных плотов, но места на них хватило далеко не всем.
Окончательно паром пропал с радаров в 01.58. До ближайшей земли — финского острова Утё — оставалось 40 км, до побережья Швеции — 100 км.
К месту гибели судна (59°23′ с. ш. 21°39,20′ в. д.) устремились вертолеты (13 шведских, 12 финских, два датских и один российский), пять гражданских судов, два финских и один эстонский военный корабль. Началась спасательная операция, но многие из тех, кого удалось достать из воды, вскоре умерли от шока и переохлаждения.
Всего катастрофа унесла жизни 852 человек, включая 285 эстонских граждан. Среди них был, например, известный певец Урмас Алендер. Самой юной из жертв оказалась девочка, которой было всего несколько месяцев. На дно вместе со своим кораблем ушел и капитан Арво Андерссон. Спасти удалось только 137 человек.
Кто виноват в трагедии?
Спустя без малого 20 лет после гибели парома капитан-лейтенант финских ВМФ Паси Стафф, руководивший спасательными работами, поведал: «Это были одни из самых сложных часов: когда ты понимаешь, что вместо того, чтобы греть воду, готовить сотни коек, сотни одеял… в действительности тебе необходимы сотни гробов. Сложно, когда понимаешь, что вне зависимости от того, что ты делаешь и насколько ты готов выложиться, все бесполезно — тебе остается лишь ждать. И ты ждешь, ждешь погибших…»
Один из выживших — британец Пол Барни позже рассказывал, что смерть казалась ему спасением по сравнению с адом, что творился вокруг. Он всю ночь провел в ледяной воде на переполненном плоту, где его попутчики один за другим теряли жизни от гипотермии. Барни специально смотрел в море, чтобы не видеть вокруг себя «суп из полуживых людей».
По словам Стаффа, никакой радости от своего спасения выжившие не испытывали — поскольку почти каждый кого-то потерял: супруга, ребенка, друзей или коллег.
28 сентября президент Эстонии Леннарт Мери объявил в стране общенациональный день траура, а правительство в 8 утра собралось на чрезвычайное заседание. Затем премьер-министр Эстонии Март Лаар срочно вылетел на встречу со своими финским и шведским коллегами Эско Ахо и Карлом Бильдтом. Событие, естественно, приобрело мировой резонанс, началось расследование — близким погибших пообещали раскрыть всю правду о катастрофе.
Следственная комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стали конструктивные несовершенства парома. «Из-за сильных ударов волн на „Эстонии“ было повреждено запорное устройство носового визора (подъемной надводной части парома), в результате аппарель автомобильной палубы оказалась незащищенной от проникновения воды. Вследствие этого внутрь парома в течение нескольких минут хлынули тысячи тонн забортной воды, увлекшие судно на дно моря», — гласил предварительный отчет комиссии.
В 1997 году был опубликован финальный отчет, из которого вновь следовало, что причиной катастрофы стал отрыв носового визора. Визор потянул за собой конструктивно прикрепленную к нему аппарель, что позволило воде проникнуть на автомобильную палубу.
Официальная версия удовлетворила далеко не всех. Появление многочисленных теорий заговора оказалось спровоцировано одним обстоятельством. В начале декабря 1994 года норвежская компания Rockwater, специализирующаяся на подводных работах, на средства шведского правительства провела обследование «Эстонии», лежащей на глубине около 80 метров. В качестве главной задачи водолазам поручили отыскать бортовой компьютер и поднять его из воды. Компьютер так не нашли: вероятно, его смыло штормом и он затерялся где-то в донном иле. Однако это спровоцировало слухи, что компьютер якобы похитили, чтобы замести следы преступления, приведшего к гибели «Эстонии». Некоторые утверждали, что на самом деле водолазы нашли компьютер, но власти скрыли этот факт от общественности.
Нездоровый ажиотаж вызвал и тот факт, что затонувшее судно быстро объявили «местом захоронения» и одно время даже хотели залить бетоном или засыпать песком. Ходили слухи и о том, что некоторых людей, объявленных погибшими на «Эстонии», видели живыми. В их числе называли капитана Арво Андерссона, сменного капитана Арво Пихта, сестер-двойняшек Ханку-Ханнику и Ханнели Вейде, выступавших на пароме в составе шведской танцевальной группы Pantera, а также судового механика Лембита Лейгера. При желании на основе этих сплетен вполне можно было бы написать мистический триллер.
Естественно, появились предположения в духе «власти скрывают». Но что именно они могли скрывать? Некоторые эстонские газеты писали, что как минимум дважды до рокового рейса злополучный паром использовался для перевозки оружия. Как раз 31 августа 1994 года был завершен вывод российских войск из Эстонии. Осуществлялся он в спешке, поэтому на территории Эстонии осталась секретная советская военная электроника, которую новые хозяева продали шведам.
Есть мнение, что подобный груз находился на борту «Эстонии» и в ее последнем рейсе. Кое-где утверждается, что это была не электроника, а груз кобальта или даже ядерная боеголовка, «экспроприированная» с бывшей советской военной базы в Палдиски.
Раздолье для конспирологов
В 2000 году немецкая журналистка Ютта Рабе, невзирая на запрет властей, погрузилась к «Эстонии». С собой она захватила дозиметр — но прибор по уверениям журналистки не показал наличия поблизости радиоактивных веществ. Зато Рабе сообщила, что обнаружила пробоины в корпусе. Журналистка предположила, что паром был взорван. Эта версия была изложена в документальном фильме Рабе «Балтийский шторм».
А в 2003 году шведский адвокат Хенинг Витте заявил о том, что агенты спецслужб США якобы пытались вывезти на пароме советский космический лазер, нелегально полученный ими во время вывода российских войск из Эстонии. По мнению Витте, российские спецслужбы, пытавшиеся предотвратить вывоз лазера, наняли ливийских террористов для осуществления диверсии на борту «Эстонии».
Страсти подогрело и то обстоятельство, что в 2006 году заместитель председателя созданной в эстонском парламенте комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы Эвелин Сепп отказалась подписывать заключение о том, что на «Эстонии» не было военного груза. Она сообщила, что Стокгольм и Таллин в 1993 году заключили секретный договор о транспортировке какого-то советского военного наследия. Со своей стороны, гражданин Швеции Леннарт Берглунд, потерявший на «Эстонии» близкого человека, рассказывал прессе, что по собранным им сведениям многие заключения эстонских и шведских экспертов по этой катастрофе были по какой-то причине утаены от общественности.
Широкая дискуссия вокруг трагедии возобновилась в сентябре 2019-го в связи с 25-летней годовщиной гибели «Эстонии». Политик Март Лаар, в 1994-м занимавший пост премьер-министра Эстонии, заявил, что не давал разрешения на перевозку на борту парома какой-либо военной техники. Но вышеупомянутая Эвелин Сепп еще в 2006-м обвиняла Лаара и ряд других эстонских политиков в том, что они знают об истинных причинах катастрофы, но скрывают их от общественности. Поэтому и к новым заявлениям Лаара относительно «Эстонии» многие отнеслись с недоверием.
С другой стороны, в печати звучала версия, будто шведы вывозили военное оборудование из Эстонии тайком, без согласования с официальным Таллином. Берглунд отмечает, что есть информация, будто перед отплытием «Эстонии» на автомобильную палубу заехали два загадочных грузовика, из-за которых выход судна в рейс пришлось задержать на 15 минут.
Одна из версий крушения «Эстонии» гласит, что визор в носу корабля открыли вполне осознанно — чтобы выпихнуть в море машины с каким-то грузом. Может, обстоятельства внезапно изменились и хозяевам таинственного груза (если он действительно был!) пришлось спешно от него избавляться? Но почему? Или машины намеревались утопить враги владельцев? Авторы этого предположения возлагали вину на неких шпионов, государственная принадлежность которых менялась в зависимости от предпочтений рассказчика.
В 2019-м произошло сразу несколько событий, приведших к возобновлению расследования катастрофы. В сентябре «Эстонию» после длительного перерыва посетили ныряльщики. Погружение к корпусу судна совершила норвежская команда, снимавшая о нем документальный фильм для канала Discovery.
«Трагедия оставила несколько вопросов без ответа. Семьи выживших и погибших в течение многих лет борются во имя того, чтобы было проведено новое расследование и получены ответы на вопросы. До сих пор их действия были безуспешными. Надеемся, что сможем предложить новую информацию и пролить исторический свет на эту трагедию для нового поколения», — сообщила медиадиректор телеканала Discovery Norway Ханне МакБрайд.
Дабы привлечь внимание к этому проекту, она многозначительно сообщила, что детали будущего фильма разглашать не может — дождитесь, мол, и все узнаете. Впрочем, МакБрайд рассказала, что для съемок был задействован подводный дрон, при помощи которого съемочная группа, находившаяся на борту немецкого судна, обследовала корпус «Эстонии», нарушив запрет властей.
Если оценивать случившееся с точки зрения заключенного Эстонией, Швецией и Финляндией соглашения, объявившего затонувший паром местом захоронения, съемочная группа совершила нечто вроде осквернения могилы. После долгого разбирательства Хенрикe Эвертссону и Линусу Андерссону, авторам фильма Discovery, удалось доказать, что они не намеревались тревожить усопших — в феврале 2021 года шведский суд первой инстанции снял с них это обвинение. Однако год спустя апелляционный суд отменил это решение и распорядился оштрафовать Эвертссона и Андерссона — одного на 22 400 шведских крон (2085 евро), а другого на 18 800 крон (1750 евро).
В сентябре 2019 года в административный суд Таллина поступило требование вновь открыть дело о гибели парома. Истцами оказались граждане Швеции — вышеупомянутый Леннарт Берглунд и его собрат по несчастью Лассе Йонсен, также потерявший родных в ночь катастрофы. Йонсен и Берглунд заявили, что официальная версия гибели судна зияет «дырами».
«Наша главная претензия заключается в том, что останки судна не задокументированы, поэтому мы не знаем в каком они состоянии находятся под водой», — объяснял Берглунд.
Иск, поданный шведами, поддержало и эстонское объединение родственников погибших на пароме. На возобновлении расследования настаивал даже тогдашний спикер эстонского парламента Хенн Пыллуаас, тоже потерявший родных в ту роковую ночь.
«Находка, которая меняет все»
Вечером 28 сентября 2020 года, в 26-ю годовщину трагедии, рванула настоящая информационная бомба — был показан тот самый фильм, снятый по заказу Discovery и получивший название «„Эстония“: находка, которая меняет все».
Еще за день до премьеры разнесся слух, что в фильме продемонстрируют столь шокирующие вещи, что тогдашние премьер-министр Эстонии Юри Ратас и глава МИДа Урмас Рейнсалу экстренно вышли на связь со своими шведскими и финскими коллегами. Никто еще не видел фильма, а правительства Эстонии, Швеции и Финляндии уже приняли совместный меморандум о том, что намерены «защищать паром „Эстония“ в качестве последнего пристанища жертв катастрофы от любой нарушающей их покой деятельности».
Премьера собрала у телеэкранов тысячи людей. Авторы исследования рассказали — и наглядно показали, что нашли в корпусе корабля в районе ватерлинии пробоину длиной около четырех метров. Офицер норвежского военного флота Франк Бёррсен, специалист по минному делу, внимательно осмотрев кадры, сделанные у обломков «Эстонии», сказал, что вряд ли эта пробоина образовалась в результате взрыва. Специалисты предположили, что корпус «Эстонии» пробил врезавшийся в него крупный объект.
Бывший эстонский государственный прокурор Маргус Курм, некогда руководивший правительственной комиссией по расследованию причин гибели парома, заявил, что величина обнаруженной пробоины исключает вариант, что судно погубил оторвавшийся визор.
«В таком случае, визору следовало бы быть раз в двадцать больше, — отметил Курм. — Это должно было быть столкновение с равным судну объектом». Экс-прокурор добавил, что тот участок борта, в котором обнаружили пробоину, никогда не касался морского дна, поэтому не стоит говорить, что корпус повредился от удара о дно.
По словам Курма, участок корпуса, в котором обнаружили пробоину, был виден и в 1994 году, когда состоялись первые погружения. Но тогда об этой пробоине никто ничего не говорил. «Существует два варианта: или в 1994 году исследовать корпус парома не сочли нужным, или повреждение зафиксировали, но не сообщили о нем общественности», — сказал Курм.
Он добавил, что в ходе расследования шведская сторона предпринимала действия, давшие основание заподозрить, что она не хочет раскрытия истины: скрыла видеозаписи, сделанные шведскими водолазами на месте крушения; шведский член следственной комиссии Берье Стенстрём выбросил обратно в море добытый водолазами запирающий болт носового визора; в 1994-м представителю эстонской стороны Аарне Валгма запретили присутствовать при инструктаже шведских водолазов.
По мнению Курма, подозрение вызывают и настойчивые предложения шведов накрыть остов судна, как «братскую могилу», бетонным саркофагом. Также он уверяет, что после завершения расследования шведский судья Юхан Хиршфельдт, которого назначили изучать вопрос перевозки военной техники на борту парома, уничтожил все собранные материалы. Также Курм ссылается на сделанное в 2000 году заявление шведского водолаза Хокана Бергмарка, рассказавшего, что уже через несколько дней после крушения они с товарищами обнаружили в борту «Эстонии» большое отверстие продолговатой формы, но это открытие тогда замолчали.
В итоге Маргус Курм высказал гипотезу, что объект, с которым столкнулась «Эстония», был шведской подлодкой. «Вопрос в том, что эта подводная лодка делала на трассе „Эстонии“. В этот период в том районе проводились шведские военные учения. Вторая версия — подводная лодка задела „Эстонию“, поскольку на борту парома находилась информация деликатного содержания», — предположил Курм.
Эта его гипотеза вызвала негодование сторонников официальной версии — они стали доказывать, что пробоина образовалась именно в результате столкновения затонувшего корабля с морским дном. Но скандал, вырывавшийся наружу, словно пар из закипающего чайника, было уже не унять. Люди начали дискутировать — если о пробоине знали еще в 1994-м, то почему власти молчали?
В кабмине Швеции тоже отреагировали на фильм. «Мы изучим новую информацию и взвесим, какие последствия влечет за собой обнаружение пробоин в корпусе судна. Но мы еще не приняли ни одного решения, о котором могли бы сообщить», — уклончиво сказал журналистам Йонас Бекстранд из шведского Департамента расследования катастроф. В свою очередь эстонский министр иностранных дел Урмас Рейнсалу отметил, что теперь уж точно придется провести новое расследование с привлечением «лучшей мировой технической экспертизы», чтобы окончательно расставить все точки над i.
Возобновление официального расследования
Новая экспедиция к останкам «Эстонии» состоялась в июле 2021-го. Шведско-эстонская команда исследователей в течение нескольких дней изучала паром при помощи гидролокатора. Руководитель эстонского государственного Бюро расследований по вопросам безопасности Рене Арикас сообщил, что на полученных снимках четко видны носовая часть, киль и корма, мостик, палуба, окна на верхних палубах, якорь, гребной винт, а также деформация посреди корпуса длиной 22 и высотой 4 метра.
«Можно сделать вывод, что центральная часть судна опирается на более твердую морену, а носовая часть и корма — на слой глины. Вероятно, это причина деформации», — пояснил Арикас. По итогам проведенного исследования было официально объявлено, что оно не выявило расхождений с официальной версией гибели судна, а деформация образовалась в результате столкновения с гранитом, на которое судно легло при погружении.
Маргуса Курма, однако, эти выводы не убедили. В сентябре 2021-го экс-прокурор организовал собственную экспедицию к «Эстонии» — ее согласился спонсировать медиа-концерн Postimees Grupp. Судно тщательно осмотрели с помощью подводного робота, обнаружили дополнительные повреждения в его носовой части, но каких-либо сенсационных заявлений по итогам этого исследования затонувшего парома так и не прозвучало.
Однако это был еще не конец. Арикас сообщил, что скоро состоится новое обследование, в ходе которого будет изучена корма судна и аппарель автомобильной палубы, которая оторвалась от корпуса. И в июне 2022 года «Эстонию» вновь навестили.
«Если по прошлогодним предварительным исследованиям мы думали, что пробоина на правом борту растянулась примерно на 4 метра в высоту и 22 метра в длину, то теперь видим, что она достигает минимум 6 метров в высоту и где-то 40 метров в длину. Даже больше 40 метров. На пароме обнаружены разные деформации, то есть дыры, щели, помятости; наружное покрытие иногда уходит внутрь. Поскольку повреждения есть и под корпусом корабля, мы не можем увидеть весь их масштаб», — отметил Рене Арикас.
Тем временем, береговая охрана Финляндии забила тревогу: оказалось, что из цистерн затонувшего парома просачивается нефть, поднимаясь к поверхности моря. «Глядя на масштабные повреждения, которые мы выявили, нельзя исключать, что разлив может стать значительно более серьёзным», — предупредил Арикас.
А в декабре 2022-го шведская армия официально признала, что использовала «Эстонию» для перевозок некоего военного оборудования. Такой малоинформативный ответ на свои запросы получил Йонас Бекстранд. В частности, военные сообщили, что такие перевозки действительно имели место и что их было по меньшей мере три. Две из них состоялись 14 и 20 сентября 1994-го.
В январе 2023-го эксперты эстонского Бюро расследований по вопросам безопасности и шведского Департамента расследований катастроф выпустили совместное заявление, в котором говорилось: «Пока не обнаружено ничего, что существенно изменило бы технические выводы и причины аварии, представленные в отчете комиссии по расследованию крушения „Эстонии“ за 1997 год».
Также было вновь заявлено, что обломки парома находятся в плохом состоянии, у них очень серьезные повреждения, а в то же время рельеф гранитного грунта на морском дне соответствует деформации корпуса судна. Рене Арикас, представляя этот отчет, добавил, что пока нет информации ни о том, что гибель парома была вызвана столкновением с другим судном, ни о том, что в носовой части «Эстонии» произошел взрыв.
В свою очередь Йонас Бекстранд рассказал, что они с коллегами создали трехмерную модель затонувшего судна, для чего сделали 45 000 фотографий. «В модели мы видим повреждения на правой стороне. Моделирование показывает, что морское дно соответствует повреждениям», — пояснил Бекстранд.
По его словам, длина повреждения между двумя пробоинами по правому борту составляет около 22 метров, что повторяет форму морского дна. «Мы еще не закончили работу, но, похоже, ущерб был вызван возможным столкновением с морским дном», — сказал он.
3D-модель «Эстонии» на дне, созданная эстонским Бюро расследований по вопросам безопасности
Арикас отдельно отметил, что, когда парому «Эстония» выдавали разрешение на эксплуатацию, его носовая часть не осматривалась. А вот если бы осмотр был проведен, то судно вообще не получило бы сертификат — из-за дефектного визора. «Мы пришли к выводу, что судно не было пригодно к плаванию. Сертификат выдали по ошибке, и паром не должен был ходить между Таллином и Стокгольмом», — сказал эстонский специалист. Темы пробоины, выявленной съемочной группой Discovery, чиновники не касались.
Последнее слово?
На этом, однако, повторное расследование не закончилось. В июле 2023 года на место крушения прибыло вышедшее из шведской Карлскроны научно-исследовательское судно Viking Reach. После траурного гудка и минуты молчания оно спустило к «Эстонии» научно-исследовательских роботов. Была проведена видеосъемка внутренних отсеков, а из корпуса парома вырезали несколько крупных фрагментов, которые были подняты на поверхность для детального изучения.
«Мы провели съемку автомобильной палубы, дойдя до центра судна. Также добрались через эту палубу до повреждения правого борта. Позже зашли на палубу через пробоину. При осмотре повреждения изнутри ничего подозрительного не было обнаружено», — рассказал эстонский специалист Таури Роозипуу. По его словам, сначала исследователи не рассчитывали, что удастся полностью заснять автомобильную палубу, но это удалось сделать благодаря виртуозной работе оператора подводного робота. «По левому борту мы видели в основном прицепы и тягачи, а также средства крепления грузов (затяжные ремни)», — добавил Роозипуу.
Эта экспедиция увенчалась подъемом на поверхность носовой аппарели, к которой когда-то крепился визор «Эстонии» (сам визор подняли еще в 90-х, во время первого расследования). Это была нелегкая работа — аппарель длиной 8,2 метра, шириной 5,8 метра и весом около 12,5 тонны глубоко ушла в донную глину, которую предварительно пришлось расчищать.
Viking Reach доставил аппарель в порт Палдиски. «Подняв носовую аппарель, мы сможем выяснить, почему она оторвалась от корпуса судна, а также тщательно изучить все предыдущие повреждения, полученные в результате крушения», — пояснил Роозипуу.
После этого в течение более полугода никаких новых новостей по «Эстонии» не было. Собственно, они так и не появились. Лишь 15 февраля 2024 года государственная прокуратура Швеции сообщила, что не будет начинать уголовного расследования о гибели парома. По словам прокурора, «в деле не выявлено новых обстоятельств, которые давали бы основания подозревать совершение преступления»…