Термин «камерная музыка» не имеет отношения к кино или фотографии. Он происходит от латинского слова camera, которое переводится как «комната» и обозначает произведения, предназначенные для небольшого коллектива музыкантов (обычно от 2 до 12) и вокалистов, в которых каждая партия исполняется одним инструментом или голосом.
Корнями европейская камерная музыка уходит в середину XV века, когда церковь утратила свою музыкальную монополию и начала зарождаться светская музыка, на которую появился спрос в аристократической среде. Произведения камерной музыки исполнялись в относительно небольших помещениях в домах знати для узкого круга слушателей. Постепенно в камерной музыке стали появляться разные жанры (кантата, соната, ноктюрн, романс, квартет и другие), в том числе предназначенные для строго определенного состава инструментов — в итоге родились такие ансамбли, как фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано), струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель) и т. д.
Сочинением камерной музыки занимались многие видные композиторы XVII–XX вв. В частности, большой вклад в ее развитие в числе других внесли Йозеф Гайдн, Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Франц Шуберт и Петр Чайковский. Сегодня камерную музыку можно услышать и в больших концертных залах, но ее по-прежнему отличает исполнение небольшим музыкальным ансамблем.
Франц Шуберт. Струнный квартет No. 14 «Смерть и девушка»