Синкретическая религия проживающих в Бразилии потомков рабов
В переводе с языка йоруба слово «кандомбле» означает «обычай черных людей». Это синкретическая религия, распространенная среди африканского населения Бразилии. Современные темнокожие бразильцы являются потомками рабов, вывезенных португальцами с западного побережья Африки. Тех, кто попал в рабство, насильно обращали в христианство.
Казалось бы, пройдут одно- два поколения и ритуальные песни на йоруба полностью сотрутся из памяти их несчастных потомков, обреченных жить за тысячи километров от своей исторической родины. Но у язычества есть одно неоспоримое преимущество, помогавшее ему выжить в разных условиях: оно, как правило, не входит в жесткое противостояние с другими религиями, а постепенно включает их в себя. Так произошло и в Бразилии: среди чернокожих невольников постепенно возник новый потаенный культ кандомбле.
Его адепты отождествляли богиню морских звезд и плодородия Йеманжу с Богоматерью, бога войны Огуна со святым Георгием, а громовержца Шанго с пророком Илией. Все они теперь именовались «ориша» — «боги» на йоруба. Ориша бестелесны — в этом их главное отличие от христианских святых. Да и пребывают они не столько на небесах, сколько среди людей.
Днем работники плантаций были католиками, причем искренними, а ночью отправляли свои тайные ритуалы — в этом для них не было никакого противоречия. Христос почитался как верховное божество (Олорун), создавшее мир, но не вмешивающееся в его дела. Этим занимаются святые — ориша. У каждого человека есть свой ориша-покровитель, который ведает его житейскими делами. Надо только узнать, кто это, чтобы «правильно» приносить жертвы. Сделать это не так уж и просто — у каждого ориша (а их 366) свой характер.
Разрешение выйти из подполья адепты кандомбле получили только в 1950-е годы. Сейчас кандомбле — одна из визитных карточек Бразилии. Столицей кандомбле считается Салвадор — главный город штата Баия. Это и неудивительно: в колониальные времена через этот порт шел значительный поток рабов. За 300 лет здесь побывали более 5 миллионов африканцев. Теперь в центре Салвадора плещет фонтан, украшенный фигурами из кандомблийского пантеона.
Культы кандомбле отправляют в храмах — террейру 366 раз в году — в честь каждого ориша. Процессом руководит обычно женщина-шаман mãe de santo/mãe de santa («мать святого» или «мать святой»), которая перед службой может получить благословение у католического священника.
Сам обряд начинается с жертвоприношения ориша. У каждого из них есть любимое блюдо, правда, набор базовых ингредиентов невелик — бананы, бобы и кукуруза. Непосредственно служба — это долгий ритмичный танец, состоящий из повторяющихся движений под аккомпанемент барабана атабаке, погремушки кашиши, бубна пандейру и беримбау — однострунного инструмента из сушеной тыквы. Постепенно некоторые участники впадают в транс — это ориша вселился в человеческое тело. Конечно, здесь не обходится без специальных напитков, которыми танцующие время от времени поддерживают свои силы. Ориша можно просить обо всем, но передача своего желания считается не главным на первом месте стоит очищение души с помощью высшей энергии.