Композитора Джона Кейджа за его авангардные фокусы одни считают гением, предсказавшим появление электронной музыки. Другие называют его шарлатаном, который продолжает дурить всех даже после смерти. Vokrugsveta.ru вместе с культурологом, музыковедом и автором подкаста «Искусство для пацанчиков» Анастасией Четвериковой рассказывает о достижениях этого неординарного музыканта, опередившего время.
А фортепиано вы подготовили?
Джон Милтон Кейдж — американский композитор-минималист ХХ века. Больше всего его интересовало то, какие звуки мы можем считать музыкальными и почему.
Кумир и учитель Кейджа Арнольд Шенберг говорил о своем воспитаннике не как о композиторе, а как о гениальном изобретателе. Первой разработкой, которую он подарил миру, было «подготовленное (препарированное) фортепиано». Как-то Кейдж писал аккомпанемент для танца своей коллеги Сивиллы Форт. Но помещение, в котором она должна была его исполнять, не могло вместить необходимый оркестр ударных инструментов.
Тогда Кейдж придумал, как оптимизировать пространство и не потерять при этом всей полноты звука, используя лишь одно фортепиано. Для этого он положил на его струны и между ними мелкие вещи: монетки, ножи, вилки, бумагу, скрепки. При нажатии на клавиши, предметы едва двигались: перкуссионное и фортепианное звучание совмещались, создавая необычный звук. Так в 1940 году появилась «Вакханалия» (Bacchanale) — первое сочинение Кейджа для подготовленного фортепиано.
Подготовленное фортепиано использовали потом многие музыканты. К примеру, услышать его можно и в альбоме Lodger Дэвида Боуи, вышедшем в 1979 году.
Тишина должна быть на концерте
Особенное внимание Кейдж уделял случайности и трактовке произведения. Партитуры некоторых его творений вообще не имеют нот. В них существуют лишь краткие рекомендации для исполнителей. Как, например, в «Водной прогулке», которую Кейдж сам исполнил на американском телевидении в 1960 году.
Идеей «случайности в музыке» Кейдж заразился после прочтения китайского философского сборника «Книга перемен», состоящего из 64 гексаграмм и предназначенного для гадания. Именно этот подход лег в основу самой известной его работы — пьесы «4'33». Как нетрудно догадаться, название соответствует хронометражу произведения — пьеса должна «исполняться» ровно 4 минуты и 33 секунды.
Премьера этой вещи состоялась в 1952 году. Пианист Дэвид Тюдор вышел на сцену концертного зала в Вудстоке (штат Нью-Йорк) и поклонился зрителям. Затем он открыл и закрыл крышку рояля. Повторил эти нехитрые действия несколько раз, обозначая границы отдельных частей произведения, и спустя 4 минуты и 33 секунды ушел за кулисы, не сыграв таким образом ни одной ноты.
Зрители были обескуражены. Решили, что это неуместная шутка, пранк, требовали вернуть им деньги за билеты и ждали сеанса разоблачения. Критика также разнесла авангардную премьеру в щепки. До сих пор многие считают, что Кейдж — жулик, решивший продать аудитории тишину.
Не выдержав нападок, композитор раскрыл свою авангардную задумку. Идея Кейджа заключалась в том, что абсолютной тишины не существует, как не бывает, например, идеально белого цвета: в разном освещении он приобретает чуть иной оттенок. Даже когда музыканты молчат, сидя на сцене, шумы наполняют пространство: ветер за окном, биение сердца, урчание в животе зрителей, скрип стульев. Каждый из этих случайных звуков Кейдж считал важным не менее, чем те, что композиторы фиксируют нотами на бумаге. Поэтому он требовал уважения к тишине.
Ванга в мире электронной музыки
Современная музыкальная индустрия не могла бы существовать без цифровых технологий, появление которых предсказал Джон Кейдж. Еще в 1937 году он говорил, что шум как материал для создания музыки будет использоваться композиторами все чаще и чаще. «Звук есть вибрация, а на нашей Земле вибрирует всё. По этой причине на Земле нет предмета, который нельзя было бы слушать», — утверждал Кейдж.
Также композитор описывал хранилище созданных компьютерами электронных звуков, которые музыканты смогут использовать и комбинировать. Сам того не зная, он говорил о семплах — этот термин появился в 1979 году для описания функционала цифрового синтезатора Fairlight CMI.
«Многие композиторы мечтают о компактном технологическом ящике, внутри которого находились бы все возможные для воспроизведения звуки, включая шумы, готовые выйти по команде композитора», — писал Кейдж в 1942 году. И в этот раз он сделал верное предсказание — сегодня с этой задачей справится любой смартфон или ноутбук.
Соло на века
В 1985 году Кейдж написал пьесу для фортепиано «Как можно медленнее» (As Slow as Possible, ASLSP), не указав в партитуре темп. Задумка была в том, чтобы каждый музыкант играл ее по-разному. И чем медленнее, тем лучше. Одних хватает на 20 минут, другие растягивают пьесу на сутки. В 1987-м Кейдж переработал произведение для исполнения на органе и тем самым подарил одну идею немецким энтузиастам.
Вдохновившись его задумкой, поклонники Кейджа, а также теологи и философы решили поставить рекорд планетарного масштаба. В 2001 году после нескольких лет подготовки в церкви святого Бурхарда в немецком Хальберштадте установили специальный орган, запрограммированный на самостоятельное исполнение «Как можно медленнее».
Концерт начался 5 сентября 2001 года в день рождения композитора. Зрители собрались послушать музыку Кейджа, а услышали тишину, как и полвека назад во время премьерного исполнения «4’33». Только в этот раз пауза затянулась на 17 месяцев — первый аккорд прозвучал 5 февраля 2003 года и длился 518 дней.
Сам того не подозревая, Кейдж написал рекордно долгое музыкальное произведение, которое планируется исполнять 639 лет — если всё пойдет по плану, концерт в Хальберштадте окончится в 2640 году.