Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума

Океанский гребец Денис Горбылев рассказывает о психологических трудностях в экспедиции и о том, как их преодолеть

11 января 2024Обсудить
Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума
Источник:

Денис Горбылев

Денис Горбылев в 2023 году в одиночку пересек на веслах Атлантический океан, за 67 дней преодолев около 3,7 тысяч миль между побережьями Португалии и Французской Гвианы. Перед тем, в 2019 году, он совершил переход через океан в составе команды, которая была отмечена в Книге рекордов Гиннесса как первый экипаж из шести человек, перешедший Атлантику из Европы в Южную Америку.

Океанский гребец, яхтсмен, альпинист

Когда идешь в океан, необходимо понимать, что это всегда риск. В  любой момент может произойти что угодно: лодка может перевернуться, а оборудование — выйти из строя. Всё это сразу ставит тебя на грань выживания без всяких промежуточных этапов. Или в разы увеличивает время перехода.

Поломка оборудования: проверка на прочность

В 2019 году наша международная команда попала в книгу рекордов Гиннесса, но не смогла побить рекорд пересечения океана по времени — только из-за того, что из-за поломки солнечной панели у нас оказалось недостаточно электроэнергии для обеспечения жизнедеятельности команды.

Солнечные батареи, которыми оборудована лодка, не дают достаточного количества энергии для зарядки аккумуляторов? Вариантов решения проблемы не так много. Один из них — уменьшить потребление электроэнергии. Например, можно отключить автопилот и перейти на ручное управление лодкой, и с этого момента один из гребцов в каждой вахте исполняет задачу рулевого.

Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума

Команда Team 5 Nations отправляется на веслах через океан из португальского Портимао, 1 апреля 2019

Источник:

oceanrower.eu

Можно также отказаться от использования электрического опреснителя, а это на океанской гребной лодке основной источник потребления электроэнергии. Если принято такое решение, то придется опреснять воду вручную. А для этого тоже нужно выделять одного члена экипажа  в каждой вахте для постоянной работы на опреснителе.

Работа эта долгая и монотонная, очень сложная психологически. Качаешь и качаешь воду час за часом, день за днём. Конечно, в процессе этой работы люди стараются сменять друг друга. Но иногда жизнь складывается так, что одному приходится качать воду постоянно, как было в нашем случае.

Экипаж нашей лодки состоял из 6 человек, поэтому нам были жизненно необходимы для более или менее нормальной жизни 20-25 литров воды в сутки — как для питья, так и для приготовления пищи.

Строгие рамки

Перед вахтой каждый наполняет свои личные бутылки с запасом питьевой воды. Ее количество жестко нормируется. В пачку с сублимированной едой, которой питаешься на маршруте, тоже добавляешь воды не на глаз, а используя мерный стаканчик — не более 200-300 грамм. Но нам случалось есть и «сухой корм» — а что делать, приходится выживать.

Конечно, можно попросить воды и еды у проходящих кораблей. Но тогда будет нарушен самый (конечно, на мой взгляд) интересный вызов, стоящий перед человеком в океане — осуществить переход без поддержки: выйти с одного континента и прийти на другой самостоятельно, без всякой человеческой помощи и, естественно, без яхт или судов обеспечения, следующих рядом с лодкой. Или помощи от кораблей, встреченных в океане.

Кому проще — одиночке или члену команды

Когда идешь в одиночку, конечно, у тебя больше риска, но  в тоже время и больше свободы. Ты сам волен устанавливать свой рабочий график. В команде же всё довольно монотонно: 2 часа отдыха — 2 часа гребли, и так на протяжении всего перехода.

Если сейчас спросить меня, как мне больше нравится переходить океан — в одиночку или в команде, отвечу: конечно, в одиночку! Одиночный переход — это полная свобода во всём, ты один на один с природой, с океаном, да что там говорить — с космосом.

В команде этого ощущения нет. Там ты все-таки находишься в  мини-социуме, поэтому должен подстраиваться под других людей: слышать их, где-то уступать, чтобы не было конфликтных ситуаций.

Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума

Команда — это люди, которые в буквальном смысле находятся в одной лодке

Источник:

oceanrower.eu

Конфликты и в нашей повседневной жизни иногда приводят к тяжелым последствиям, в океане это все усложняется плохой едой, постоянным недосыпанием, тяжелой физической работой. Любая шутка, которую посчитали бы невинной на суше, в океане может быть воспринята людьми как проявление агрессии, всё это ведет к конфликту и разладу в команде.

Главное качество товарища по лодке

Однажды я случайно увидел в интернете объявление. Команда из Великобритании искали замену выбывшему гребцу. Так вот основным требованием к потенциальному кандидату было хорошее чувство юмора, а вовсе не умение управляться с веслами — научить его гребле ребята обещали очень быстро.

Важность дисциплины и режима

При переходе на лодке через океан очень важно правильно организовать свой рабочий день. Нужно установить распорядок: подъем — получение прогноза погоды — проверка оборудования — работа на веслах — опреснение воды — устранение возникающих неисправностей — личная гигиена.

В океане надо не забывать постоянно использовать солнцезащитный крем. Это легко упустить из виду, ведь в наших широтах солнце не является большой проблемой, в отличие, например, от Австралии или Новой Зеландии, где для людей использовать крем от солнца — это примерно как для нас чистить зубы. Но если пренебречь этим правилом, можно очень сильно обгореть, а это уже проблема: раны плохо заживают, а значит, ты не можешь работать на веслах в полную силу.

Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума

Когда все налажено, можно не бояться капризов погоды и отдыхать с чистой совестью

Источник:

Денис Горбылев

То же самое и с физической нагрузкой — очень важно не получить травму или вообще не подорвать здоровье. Ведь это поставит под угрозу весь проект, который готовился несколько лет, и ты попросту не сможешь завершить начатое.

Переход через океан — это  очень длинный путь, очень часто занимающий несколько месяцев, а в случае с Тихим океаном — и полгода. Отработанный режим важен, потому что все нужно делать вовремя. Через какое-то время ты уже очень хорошо знаешь и чувствуешь лодку, понимаешь, что потенциально может сломаться или какой болт надо затянуть покрепче. На автомате проверяешь, как закреплены запасные комплекты вёсел, и если надо, дополнительно прихватываешь веревкой. Для тебя ясно, что надо сделать в течение дня, чтобы ночью, например, при ухудшении погоды, у тебя было меньше проблем или поломок.

Конечно, никто не застрахован от экстремальных ситуаций. Но в этом случае нельзя паниковать, надо сохранять голову холодной, не терять рассудок, а четко выделять проблему и её устранять. Бывает и страшно, и не хочется что-то делать, но превозмогаешь себя и устраняешь проблему, потому что понимаешь: от этого зависит твоя жизнь.

Океан наедине с собой

Ну а когда все хорошо — хороший попутный ветер, лодка бежит, — то, конечно, получается наслаждаться всем тем, что тебя окружает. Может показаться, что вокруг все одно и то же: вода и горизонт, изредка проходят корабли. Но нет, все меняется: проходят рядом киты, подходят и играют на волнах дельфины, тунец гоняет более мелкую рыбу, заставляя ее выпрыгивать из воды.

Ближе к Южной Америке появляются чайки-разведчики, которые кружат на волнами и высматривают косяки рыб. А когда увидят, то мгновенно предают сигнал остальной стае, и из ниоткуда появляются тысячи птиц и начинается пиршество. Океан буквально вскипает вокруг от птиц, падающих вертикально в воду, они хватают добычу и взмывают вверх. Кто-то выронил свой улов — и вот конкурент подхватывает маленькую рыбешку прямо в воздухе. В тоже время хищные рыбины «разбираются» с косяком рыб под водой.

Так что жизнь в океане течет очень бурная.

Психологическая устойчивость

Я считаю, что когда человек спрашивает себя, готов ли он идти через океан, и получает внутренний ответ «да», именно это придает ему полную уверенность в своих силах.

У нас несколько раз были случаи, когда оставалось очень ограниченное количество воды — примерно по литру на сутки на человека, — а грести надо было около суток. И это очень странное ощущение — смотришь на бутылку с водой и невольно думаешь: вот это все, что у меня есть, а что дальше?

Инстинктивно сразу хочется пить, и рука тянется к бутылке с водой, организм требует воды. Но надо суметь остановиться и пить маленькими глотками, лишь смачивая рот, а это сделать очень и очень непросто, особенно на палящем солнце. Современному человеку это тем более не просто, ведь в обычной жизни он привык к изобилию пресной воды, текущей у него дома из крана.

Или выходишь на палубу, а солнце буквально впечатывает тебя в лодку, укрыться от него негде, нет никакого тента. Первое, что делаешь — смотришь на небо в надежде, что есть хотя бы маленькое облачко, которое создаст на 5-10 минут небольшую тень. Единственная мечта в такой момент — это большая холодная бутылка воды, лед, лимон и тень от дерева. 

Чувство юмора важнее умения грести: как отправиться через океан на веслах и не сойти с ума

Прежде чем маршрут будет пройден, океан неоднократно будет испытывать физические и моральные силы спортсмена

Источник:

Денис Горбылев

Возможно ли человеку потерять рассудок в океане? Если он не подготовлен, то, конечно, — да. Ведь условия, в которых он оказался, для него незнакомы, а океан не является для людей пригодной для жизни средой обитания. Но и преимущество подготовленного человека, наверное, только в том, что он будет до последнего момента бороться и искать выход из самой драматической ситуации. 

Например, лодку моего голландского друга в Индийском океане переехал супертанкер. Лодка была разрезана на две части. Он сумел задраиться в одной, которую утянуло под воду, и через какое-то время был выброшен на поверхность.

Открыв люк, он выбрался наружу и стал пытаться вскарабкаться на обломок лодки. Но перед переходом дно лодки обычно полируют, чтобы снизить трение. В кровь обломав ногти, со сломанной рукой, он все же смог заползти на обломок, с корабля его случайно заметили и спасли.

И думаете, он на этом закончил? Естественно, нет. Практически каждый год он пересекает Атлантику вместе с международными командами.

Я считаю, что самыми главными помощниками человека, оказавшегося в трудной ситуации, являются холодный рассудок, дисциплина и внутренняя самоорганизация. Вне зависимости от внешних условий, в голове должен быть четкий план того, что ты обязан сделать, чтобы выжить.

Цепляться за жизнь, никогда не сдаваться — и, возможно, тебе повезет!

Путь через океан

Однажды мне задали вопрос, а я сразу не смог ответить: «Как это — перейти океан одному на веслах?» Сейчас, спустя время, я, наверное, смогу дать максимально правдивый ответ. Это всё равно, что прожить ещё одну жизнь. Вот ты отходишь от пирса — и впереди у тебя полная неизвестность, ты как младенец, приходящий в этот мир, начинаешь расти, получать жизненный опыт, у тебя есть свои взлеты и падения, иногда ты находишься на грани отчаяния, но потом ищешь в себе внутренние силы и преодолеваешь эти ситуации.

Позже в твою жизнь приходят положительные моменты и ты находишься в полном восхищении от того, что с тобой происходит. И те сложности, которые были с тобой, кажутся уже сущей ерундой. А когда ты оказался на твердой земле и осознал, что смог сделать и сделал это один, вот тогда появляется какое-то необъяснимое ощущение, что ты очень сильно изменился и вырос за время перехода. И океан помог тебе стать другим человеком — стать личностью!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения