Мода иногда тоже переживает сложные периоды. Один из них — 30-е годы прошлого столетия, когда «ревущие 20-е» резко сменились Великой депрессией. О том, как развивалась мода в эту эпоху, рассказывает Иван Шуринов — историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool.
Непростое десятилетие
Экономический бум в оправившемся после Первой Мировой войны мире в конце 1920-х сменился глубоким кризисом. Империи рушились, колонии отделялись, во многих странах сменялись политические элиты. Обычные люди столкнулись с новыми законами, потерей связей и утечкой капиталов. Как ни парадоксально, трудности подтолкнули к развитию моды. Дефицит материалов требовал изобретательности, а новые устои и идеалы — свежего взгляда.
В эти сложные годы люди были вынуждены отказаться от страз и бахромы, заменив роскошь скромностью и элегантностью. Флэпперы с их яркими вечеринками и бассейнами шампанского сменили свой эпатажный образ жизни на посиделки с близкими друзьями в узком кругу.
Самые узнаваемые особенности моды 1930-х, о которых мы поговорим ниже:
ограниченная цветовая палитра;
четкое разделение гардероба на повседневный и вечерний;
удлиненные юбки покроя годе;
отделка краев изделий мехом, кружевом и тесьмой;
приталенные силуэты;
бижутерия вместо ювелирных изделий;
акцент на головные уборы;
центр моды — Голливуд, а не Париж;
первые «дивы» — популярные актрисы кино.
Повседневная одежда против нарядной
Фабрики одежды в 30-е годы предлагали довольно скудный выбор расцветок, так как производство насыщенных красителей стало очень дорогим. Красочные ткани выпускались небольшими партиями и считались роскошью.
Коричневые, серые, приглушенные синие и зеленые оттенки были самыми распространенными. Из тканей этих цветов шили повседневную и рабочую одежду — так постепенно начал формироваться классический офисный стиль.
Пастельные тона тоже присутствовали в гардеробе, но такую одежду надевали лишь на дневные прогулки по выходным и только в теплое время года. Носить светлые вещи зимой считалось непрактичным. Яркие же ткани (шелк, шифон, органза и креповые материалы) из-за своей цены перешли в категорию «люкс». Из них шились вечерние и свадебные наряды.
Благодаря этому произошло разделение гардероба на повседневный и выходной, что дало толчок к развитию моды. Дизайнеры получили новые рынки сбыта, фабрики стали производить одежду разных стилей. А кроме того, появились специализированные магазины, в которых продавались костюмы, повседневная одежда или вечерние наряды. Каждый производитель и продавец смог найти свою нишу.
Время простых принтов и комфортных тканей
Самые популярные принты 30-х — полоска, горох и клетка. Мелкую клеточку особенно полюбили американские женщины, которые носили вещи с таким принтом вплоть до 50-х годов. Полоска же использовалась повсеместно благодаря Коко Шанель, которая ввела моду на бретонки (полосатые топы с длинным рукавом).
В текстильной промышленности тоже произошли перемены. Трикотаж и вязаные полотна стали самыми продаваемыми материалами с подачи Коко Шанель, которая показала всему миру, что комфортные ткани могут выглядеть так же элегантно, как и шелк.
Хлопчатобумажная ткань в этот период стала широко использоваться для производства блуз и платьев — Шанель даже выпустила коллекцию вечерних нарядов из х/б ткани.
Химическая промышленность помогала текстильной, так как предлагала новые синтетические материалы. Появились искусственный шелк и атлас, и отличить их от натуральных тканей было крайне сложно.
Женские деловые костюмы с юбкой годе
В 1930-е очень популярными в женском гардеробе стали деловые костюмы. Эмансипация женщин продолжалась, но при этом на заводах в Европе и США они работали все реже. Перемещение работниц из-за станка в офисы требовало изменений во внешности. Поэтому женщины стали носить приталенные жакеты с широкими плечами, напоминающие мужские пиджаки.
Вместо брюк в женском деловом костюме были юбки нового фасона. Их крой напоминал платья начала XX века: выше колена юбка плотно прилегала к телу, а ниже — становилась расклешенной. В обиходе этот крой называли «рыбой» или «русалкой».
Такие юбки доходили до середины икры и получили название «годе». Они шились из клиньев и иногда были до того узкими, что женщинам приходилось менять походку. Со временем даже появилось выражение «catwalk» (англ. «кошачья походка»), которым сейчас называют модельную походку от бедра на подиумах.
В условиях экономического кризиса многим были не по карману новые фасоны, поэтому в годе перешивали старые юбки. А если длины не хватало, ее наращивали, используя обрезки кружев или меха в зависимости от сезона.
Если говорить о женских жакетах, модных в 30-е, то их отличали приталенный силуэт, широкие плечи с подплечниками и широкие лацканы. Жакет не всегда мог сочетаться с юбкой, но все же многие старались подобрать именно парные сочетания.
Под жакет часто надевали хлопчатобумажные блузы, так как шелк и шифон стали доступными лишь богатым людям. Хитом того времени можно назвать блузы с рукавом-фонариком. Обязательной частью кроя была кокетка, которая подчеркивала ширину плеч. У блуз было много вариантов воротников: от широких отложных до остромодных бантов, которые иногда завязывали в форме розочки.
Женственные платья и «королева косого кроя» Мадлен Вионне
Эпоха 1930-х прошла под эгидой женственности: мода на простые прямоугольные платья сменилась силуэтом «песочные часы» с подчеркнутой талией и широкими плечами. Длина платьев снова стала скрывать женские ноги, доходя до пола.
В это же время появился культ спортивного стройного тела. Стали популярными рубрики с рецептами для похудения в модных журналах. А кроме того, женщины изобретали хитрости кроя, чтобы сделать акценты в нужных местах. Одна из таких хитростей — крой по косой.
Крой по косой придумала Мадлен Вионне, модельер из Франции. Платья Вионне создавались из одного отреза ткани, который застегивался на спине или завязывался бантом на груди, а иногда и вовсе не имел застежки. Ткань повторяла все изгибы женского тела, а волнистые складки ложились естественным образом.
Будучи мастером драпировки, дизайнер создавала платья, которые на теле выглядели бесподобно, а на вешалке казались бесформенными. Поэтому к платьям прилагалась инструкция с рисунками создательницы, чтобы клиентки не запутались в ткани.
Также в моде были треугольные кокетки и такие же контрастные вставки в верхней части платьев, чтобы подчеркнуть ширину плеч. В вечерних платьях эти вставки заменялись глубокими вырезами на спине.
Бижутерия, шляпки Эльзы Скиапарелли, меха и солнцезащитные очки
Несмотря на экономический кризис, женщины использовали большое количество аксессуаров: шляпки, перчатки, украшения, накидки.
Шляпки-клош постепенно стали исчезать, а на их место пришли миниатюрные и замысловатые шляпки-таблетки, которые женщины могли легко смастерить сами. Еще одним модным головным аксессуаром был тюрбан, который добавлял «перчинку» к классическому костюму. Но настоящим хитом стали авангардные шляпки Эльзы Скиапарелли. За ее неповторимыми изделиями обеспеченные женщины выстраивались в очередь.
Ювелирные украшения в годы Великой депрессии были не по карману обычным людям. На помощь пришла бижутерия, которую стали выпускать на небольших фабриках. Благодаря этому многие женщины смогли дополнять свои образы модными «жемчужными» бусами, брошами и браслетами.
Также в моду вошли меховые накидки, которые ценились ровно так же, как и золотые украшения. Женщина, на чьих плечах была лисья или песцовая шкурка, считалась эталоном элегантности. А те, кто не мог приобрести натуральный мех, заменяли накидки бархатными пелеринами или воздушными шифоновыми шарфиками, платками и шалями.
Настоящим хитом стали солнцезащитные очки, которые не использовались в качестве модного аксессуара никогда ранее. Мода на очки появилась в Голливуде, когда актеры начали скрываться от назойливых папарацци. Солнцезащитные очки стали символом скрытности и приватности, но в очень стильном понимании.
Голливудские дивы
1930-е годы — Золотой век Голливуда, когда появились первые кинодивы. Так называли актрис, которые снимались в культовых фильмах своего времени. Эти безупречные, элегантные и стильные женщины с экранов вдохновляли миллионы людей.
Теперь законодателем мод в мире стал Голливуд, а не Париж. Мечты о кино манили молодых людей со всего света: многие хотели попробовать себя в актерской карьере или быть похожими на своих кумиров.
Женщины подражали экранным образам, перенимая идеи художников по костюму. Так случилось, например, с брюками, которые с подачи Марлен Дитрих постепенно стали частью повседневных женских образов.
30-е годы были тяжелым временем, но мода продолжала развиваться, а интерес к одежде и внешности помогал людям отвлечься от жизненных сложностей. Многие тренды того времени стали бессмертной классикой — от брючных костюмов до солнцезащитных очков.