Франция, 1909 год
19 мая русская танцевальная труппа, привезенная в Париж Сергеем Дягилевым, дала первое представление, балет «Павильон Армиды»
Ежегодные сезоны русского искусства, проводившиеся с 1906 года в Париже стараниями Сергея Дягилева, имели большой успех среди французской публики. За три года петербургский импресарио познакомил культурную столицу Европы с русской оперой, симфонической музыкой и живописью.
В 1909 году очередь дошла до балета. Однако подготовка к выезду за рубеж русской труппы встретила много трудностей. Из-за интриг недоброжелателей у Дягилева отобрали правительственную субсидию и закрыли для репетиций Эрмитажный театр. Но Сергей Павлович сумел найти и деньги, и помещение для подготовки артистов. В начале мая русская труппа прибыла в столицу Франции.
Гвоздем программы должен был стать балет «Павильон Армиды» (история об ожившем портрете красавицы Армиды). Он произвел фурор, а танцоры Вера Каралли, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский стали героями дня. «Я поняла, — писала графиня Анна де Ноай, — что передо мной чудо. Я видела нечто, до сих пор не виданное… Нижинский овладел нашим сердцем, наполнил нас любовью, и в то же время пряные звуки музыки завершили действие оцепенения и завоевания».
Ободренный триумфом импресарио возил русскую труппу в Париж вплоть до 1914 года.
СССР, 1979 год
21 мая английский музыкант Элтон Джон дал первый концерт в Ленинграде в рамках гастролей по Советскому Союзу
1978 год был для Элтона Джона неудачным. Новый диск A Single Man продавался вяло, и певец загрустил. Друзья посоветовали ему устроить турне по Европе. Весной 1979-го Элтон отправился на гастроли по континенту. Но «капиталистической» публики ему было мало: он хотел заглянуть и за «железный занавес». Джон связался с Госконцертом и неожиданно получил приглашение (Владимир Коконин, зам. руководителя организации, посетил выступление Элтона в Оксфорде и счел его «безопасным»).
Гастроли английского исполнителя в Москве и Ленинграде длились чуть больше недели. Билетов, естественно, было не достать: в основном их распределили между партийными работниками. «Было жутковато стоять, — признавался певец, — перед восемью рядами жен членов Политбюро с прическами в виде ульев». Публика приняла Элтона доброжелательно, но «завести» зал у него не получилось: охрана следила за тем, чтобы никто не вставал с мест.
Однако в целом в СССР Элтону понравилось: «Я хотел сидеть за инструментом и просто играть… Я стремился доказать, что можно исполнять медленные романтические штуки и рок-н-ролл усилиями всего двух человек (с ударником). И мы справились. Тогда я вновь обрел уверенность в себе».
Ответ
Нечто, превосходящее представление публики о прекрасном.