Севший автоаккумулятор может доставить массу неприятностей, поэтому за его состоянием лучше следить. Но если из-за ударившего мороза или оставленных гореть фар батарея вашей машины все-таки разрядилась и мотор не заводится, то автомобиль придется «прикурить»! На сленге водителей «прикуриванием» называется соединение аккумуляторов двух машин при помощи «крокодилов» — специальных проводов, чтобы запустить двигатель автомобиля с разряженной батареей. В этой операции нет ничего сложного, если соблюдать несколько простых правил, о которых рассказывает Vokrugsveta.ru.
Почему садится аккумулятор
Есть несколько основных причин выхода автомобильного аккумулятора из строя. Во-первых, как и любая другая батарея, он теряет емкость по мере старения — менять аккумулятор в машине требуется раз в несколько лет.
Во-вторых, даже исправный аккумулятор постепенно разряжается, если машина стоит «на приколе» — это не батарейка в детской игрушке, которая и после года, проведенного в дальнем ящике, по-прежнему работает. Если вы оставляете автомобиль на несколько месяцев, его стоит иногда навещать и ненадолго заводить, чтобы зарядить батарею.
В-третьих, при отрицательных температурах емкость аккумулятора снижается, и он садится быстрее, особенно если используется уже не один год. Зимой можно быстро остаться без машины, если заглушить двигатель, но оставить включенным радио или освещение.
Наконец, заставить главную автомобильную батарейку неожиданно иссякнуть могут проблемы с генератором, неправильно подключенная сигнализация и ряд других технических причин.
Что нужно проверить перед «прикуриванием»
Бытует стереотип, что современные авто, напичканные электроникой, нельзя «прикуривать», потому что всё собьется и сгорит — только эвакуатор и к дилеру! Этот миф активно распространяют и сами дилеры, и компании, занимающиеся оказанием помощи на дорогах. Если запрет на «прикуривание» явно не прописан в инструкции по эксплуатации вашей машины, то использовать этот метод можно. Но надо учитывать, что не каждый автомобиль, который не заводится, получится «воскресить» подобным образом.
Прежде всего, «прикуривание» от другого автомобиля уже не поможет завести машину, которая долго стояла на сильном морозе — если электролит в аккумуляторе замерз, то зарядить его так просто не получится. То же касается и явно неисправной батареи: вспученной, деформированной, с потекшим электролитом или иными бросающимися в глаза дефектами. А еще сперва нужно проверить, что клеммы аккумулятора хорошо затянуты и не загрязнены — возможно, проблему решит восстановление контакта.
Перед «прикуриванием» также нужно убедиться, что у «реципиента» нет неисправностей с электросетью. Просто посмотрите, целы ли предохранители. Если один или несколько сгорели, значит, есть проблемы в бортовой сети автомобиля — это чревато коротким замыканием во время прикуривания, которое может вывести из строя машину-«донор».
Обратите внимание на напряжение в бортовой сети обоих автомобилей, оно должно совпадать! В подавляющем большинстве случаев этот показатель составляет 12 вольт, но в некоторых автомобилях используется электросеть с напряжением 24 вольта.
Как правильно «прикурить» автомобиль: техника безопасности и пошаговая инструкция
«Прикуривать» машину можно только от автомобиля с аккумулятором большей или такой же емкости — пытаться зарядить мощный внедорожник от малолитражки бесполезно, так вы рискуете посадить еще один аккумулятор. Кроме того, перед процедурой нужно заглушить мотор «донора», предварительно прогрев его около 10 минут и припарковав так, чтобы аккумуляторы двух машин находились как можно ближе друг к другу.
Дальнейший процесс выглядит следующим образом:
Выключите зажигание на обоих автомобилях и заберите ключи из салона, оставив одну дверь приоткрытой на случай неожиданного срабатывания центрального замка.
Подключите один зажим положительного (красного) провода к плюсовой клемме аккумулятора «донора», а затем второй зажим к плюсовой клемме аккумулятора «реципиента»;
Подключите один зажим отрицательного (черного) провода к минусовой клемме аккумулятора «донора», а второй к «массе» — неокрашенной металлической части под капотом автомобиля-реципиента, скажем, к корпусу двигателя. Убедитесь, что на этом месте нет потеков масла или бензина. Если доступа к «массе» нет, зажим можно подсоединить к минусовой клемме разряженной батареи, но это вариант на крайний случай.
Далее нужно подождать примерно 10-20 минут, чтобы дать аккумулятору «реципиента» чуть-чуть зарядиться от батареи второго автомобиля.
Не снимая проводов, попробуйте запустить двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором. Если это удалось, то через несколько минут можно снимать «крокодилы». Делать это нужно строго в обратной последовательности: сначала черный провод на «реципиенте» и «доноре», затем красный в таком же порядке.
Если после «прикуривания» стартер реагирует на зажигание, а мотор никак не заводится, то проблема явно не в аккумуляторе. В этом случае больше не стоит тратить время доброго самаритянина впустую — нужно искать другую причину неисправности.
Почему при подключении «крокодилов» важно сперва использовать красный провод? Дело в том, что если «минус» уже подключен, а при подключении «плюса» вы случайно коснетесь вторым концом красного кабеля любой металлической части автомобиля, то короткое замыкание неизбежно.
Избавить машину-«донор» от теоретически возможных проблем с электрикой может снятие с ее аккумулятора минусовой клеммы перед «прикуриванием», но это не рекомендуют делать производители, потому что так собьются настройки часов и других электронных систем. Впрочем, это все же не так страшно, как последствия скачка напряжения, вызванного неправильным «прикуриванием».
Как выбрать «крокодилы»
Провода для прикуривания — это как аптечка первой помощи. Могут и не понадобиться вовсе, либо пару раз в жизни. А могут и чаще. В любом случае, выбирать их нужно тщательно. Не берите самые дешевые и тонкие, ориентируйтесь на те варианты, которые стоит от 1500 рублей за пятиметровый комплект (трехметровые могут быть чуть дешевле). Лучше купить «крокодилы» подлиннее, ведь не всегда «донора» и «реципиента» удается поставить вплотную друг к другу.
Хорошо, если оплетка «крокодилов» будет помягче, иначе она может потрескаться на морозе. Проводящая жила должна быть изготовлена из меди и обладать крупным сечением. Обратите внимание и на зажимы: желательно, чтобы они тоже были медными и обладали хорошей «хваткой» для надежного крепления на клеммах. Если хлипкий «крокодил» внезапно сорвется во время зарядки, это грозит самыми разными неприятностями.
Подытоживая все вышесказанное, отметим: не ждите, пока грянет гром, меняйте аккумулятор заблаговременно. Ну и не бойтесь выручать других водителей, если они нуждаются в вашей помощи — если делать всё по уму и пользоваться качественными «крокодилами», то вреда от «прикуривания» для вашего автомобиля не будет никакого!