Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Эти произведения ничем не уступают куда более известным вещам своих авторов

11 ноября 2024Обсудить

Литература XIX века подарила миру жанр приключенческого романа. Миллионы мальчишек, затаив дыхание, следили за похождениями героев этих романов на разных континентах, жадно смаковали их приключения — невероятные, жуткие и захватывающие. Многие писатели, стоявшие у истоков жанра, известны и поныне, а лучшие их произведения регулярно переиздаются. Однако помимо и доселе популярных «Острова сокровищ» или «Детей капитана Гранта», авторы той эпохи создали и целый ряд других книг — зачастую не менее увлекательных, но оставшихся в тени их самых знаменитых вещей. Vokrugsveta.ru составил свой топ-7 сравнительно малоизвестных жемчужин приключенческой литературы XIX века.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать
Источник:

UtCon Collection via Legion Media

1. Роберт Льюис Стивенсон — «Владетель Баллантрэ» (1889)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1904)

Источник:

Realy Easy Star via Legion Media

Визитной карточкой Роберта Льюиса Стивенсона является «Остров сокровищ». Люди, чуть более искушенные в творчестве писателя, назовут еще, пожалуй, «Черную стрелу», «Похищенного», «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда», «Клуб самоубийц». И совсем уж немногие вспомнят «Владетеля Баллантрэ» — что грустно, особенно если учитывать, что сам Стивенсон считал именно этот роман своим лучшим произведением.

Книга дышит неизъяснимым очарованием. Великий шотландец мало того, что являлся редким мастером художественного слова, искуснейшим рассказчиком, он еще и очень любил свой родной край, был знатоком природы Шотландии, ее истории, местных традиций и народных обычаев.

Во «Владетеле Баллантрэ» Стивенсон смахивает пыль с середины XVIII века — и в его изложении события давно канувших в Лету якобитских войн увлекают, кажутся живыми, близкими и понятными. Главный персонаж романа встает под знамена Красавчика принца Чарли — внука свергнутого с британского престола короля Якова II, намеревающегося вернуть себе дедовское наследие. Это событие становится пусковым механизмом для сюжета.

Далее от экшена в духе тех же «Острова сокровищ» и «Черной стрелы» Стивенсон переходит к таким вершинам психологизма, что от текста начинает неиллюзорно веять достоевщиной. При этом не теряются ни динамики, ни увлекательность — книга читается на одном дыхании. Сюжет перемещается с континента на континент: древний шотландский замок, война якобитов с лоялистами, корсарский корабль (отдельно стоит отдать дань уважения автору за шикарную деконструкцию образа знаменитого пирата Черная Борода), салоны Парижа, дебри Индии, индейские леса Северной Америки…

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать
Источник:

Classic Collection 3 via Legion Media

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать
Источник:

Classic Collection 3 via Legion Media

Иллюстрации к роману «Владетель Баллантрэ»

Главный трюк, использованный автором в этом романе, заключается в постепенном смещении вектора читательской симпатии. Сначала нам показывают смертельную вражду двух родных братьев, представителей древнего рода. Старший Джеймс — обаятельный, талантливый, умный, неустрашимый. Но притом циничный негодяй, не гнушающийся изощренно мучить своих же родных. Младший Генри — добрый, скромный, честный, самоотверженный, преданный сын и любящий муж.

Но почему так выходит, что к концу повествования больше сопереживаешь Джеймсу, чем Генри? Свихнувшийся на почве жажды мести младший брат начинает вызывать отвращение, а старший — напротив, сочувствие. Так убедительно сместить акценты мог только кудесник Стивенсон, настоящий мастер писательского ремесла.

2. Жюль Верн — «Пятьсот миллионов бегумы» (1879)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Жюль Верн (1828-1905)

Источник:
Hi-Story / Alamy via Legion Media

Подавляющее большинство читателей знает Жюля Верна примерно по дюжине самых знаменитых его книг, в число которых входят «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за восемьдесят дней», «Дети капитана Гранта», «С Земли на Луну», «Таинственный остров», «Робур-завоеватель», «Пятнадцатилетний капитан» и «Путешествие к центру Земли». Однако литературное наследие великого француза гораздо обширнее — за свою жизнь Верн наваял такое количество книг, что хватит на долгие годы уютного неспешного чтения. Среди его малоизвестных романов есть и откровенно проходные вещи, так и жемчужины, вполне способные встать вровень с вышеперечисленными произведениями.

При чтении романа «Пятьсот миллионов бегумы», написанного, подчеркиваем, в 1879 году, не оставляет чувство, что Верн был настоящим провидцем. Тут, правда, стоит отметить и некоторый вклад Андре Лори — именно его сырая рукопись, присланная издателю, была по соглашению сторон отдана Верну на существенную доработку.

Книга повествует о безумном немецком диктаторе Шульце, собирающемся завоевать для Германии мировое господство, руководствуясь теорией о врожденном превосходстве германской расы. Для этого он намерен использовать артиллерийское орудие невиданного прежде калибра, мощности и дальнобойности — каждый его снаряд при попадании убивает все живое в огромном радиусе вокруг. В конце концов злодея Шульце настигает заслуженное поражение.

Понятно, что роман создавался на чувстве национального унижения Франции и в мечтах о мести пруссакам за проигранную в 1871 году войну, но все равно провидческий гений Верна поражает. Многое из того, о чем он писал в романе «Пятьсот миллионов бегумы», воплотилось XX веке. Стоит также отметить, что Шульце — это едва ли не первый в мировой литературе «доктор Зло», образ которого впоследствии был растиражирован в тысячах бульварных романов, комиксов и фильмов.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

В романе Верна показан созданный Шульце моногород Штальштадт, группирующийся вокруг гигантского предприятия по производству артиллерийских орудий — с невиданными для XIX века автоматизмом и унификацией производственного процесса

Источник:

UtCon Collection via Legion Media

По сравнению со столь ярким злодеем «добро» в книге выглядит бледным приветом из прошлого — это французский доктор Саразен, выстроивший идеальный город Франсевилль, что-то вроде утопической коммуны. При знакомстве с устройством Франсевилля становится ясно, что Жюль Верн одно время увлекался теориями социалистов-соотечественников вроде Шарля Фурье и Анри Сен-Симона.

Конечно, с высоты XXI века наивная вера в то, что мелочная регламентация и соблюдение элементарных правил гигиены помогут выстроить счастливое общество, забавляет. К тому же Жюль Верн, как истинное дитя XIX века, не вполне последователен, не вполне свободен от предрассудков. Верновский Саразен искренне осуждает расиста Шульце и в то же время запрещает селиться во Франсевилле китайцам: поскольку, мол, «преобладание желтого населения безусловно повлияло бы нежелательным образом на внешний и духовный облик города».

3. Луи Буссенар — «Десять миллионов Рыжего Опоссума. Через всю Австралию» (1879)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Луи Анри Буссенар (1847-1910)

Источник:

Svintage Archive via Legion Media

Когда-то французский автор приключенческой литературы Луи Анри Буссенар был известен во всем мире, а его книги издавались большими тиражами. Он написал несколько десятков романов, но наши соотечественники помнят его, главным образом, по «Похитителям бриллиантов» и «Капитану Сорви-голове» — это были единственные его произведения, активно переиздававшиеся в СССР. В годы Перестройки отечественные издатели стали возвращать россиянам и другие произведения Буссенара.

Одним из первых инициативу в этом направлении проявил журнал «Вокруг света», в 1990 году начавший публиковать из номера в номер дебютный роман француза — «Десять миллионов Рыжего Опоссума». Причем публиковался он таким образом, чтобы соответствующие страницы можно было вырезать и самостоятельно скомпоновать в небольшую книжечку.

«Десять миллионов Рыжего Опоссума» заложили фундамент для дальнейшего творчества Буссенара — именно в этой книге он продемонстрировал творческие приемы, которые потом эксплуатировал на протяжении свыше тридцати лет. Сюжет романа немудреный — группа европейских путешественников, высадившись в Австралии, случайно узнает об огромном золотом запасе, который хранит у себя туземный вождь Рыжий Опоссум. Дабы заполучить это сокровище, отряд искателей приключений отправляется в опасное путешествие через весь континент — им предстоит столкнуться и с грозными силами природы, и со свирепыми дикарями…

Критики всегда любили обвинять Луи Буссенара в том, что он создает крайне легковесную литературу, низкокачественную. Его романы склепаны по типовой схеме. Это сплошной каскад головокружительных приключений, когда у персонажей натурально минутки даже нет, чтобы порефлексировать: только-только они выпутались из какой-нибудь очередной передряги абсолютно неправдоподобным способом, как влипают в новую, еще более гибельную. И так по кругу. Впрочем, описания приключений автор по моде XIX века то и дело прерывает нудными вставками, в которых многословно растолковывает, что это за страны, в которые занесло героев, какие в них географические условия, что за животные там обитают, какие растения произрастают и т. д., и т. п.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Иллюстрация к сцене каннибализма из романа «Десять миллионов Рыжего Опоссума. Через всю Австралию»

Источник:

The History Collection via Legion Media

Впрочем, как образчик литературы своего времени, такие романы бесценны. И по нынешним меркам абсолютно неполиткорректны. Туземцы далеких стран в большинстве случаев изображены в них грубыми дикарями, пьяницами, лентяями и бесчеловечными людоедами (хотя есть, конечно, и исключения). Встреченных ими животных герои убивают в промышленных масштабах, не подозревая о современных экологических стандартах. Повествование, предназначенное для подростков, изобилует жестокостями — в детстве впечатлительный автор этих строк плохо спал ночами из-за некоторых сцен из буссенаровских книг.

И все же есть в простодушии романов Буссенара и нечто привлекательное. Недаром юные герои Аркадия Аверченко и некоторых других отечественных авторов стремились строить жизнь по образцу буссенаровских персонажей и мечтали о бегстве то в индейские прерии, то на тихоокеанские острова…

4. Артур Конан Дойл — «Приключения Михея Кларка» (1889)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Артур Конан Дойл (1859-1930)

Источник:

Album / British Library via Legion Media

Что бы там ни говорили, творчество Конан Дойла мы любим не только из-за Шерлока Холмса — читатели питают самые нежные чувства и к профессору Челленджеру, и к бригадиру Жерару, и к сэру Найджелу Лорингу. Однако Михею Кларку в число самых знаменитых конан-дойловских персонажей попасть не посчастливилось. Тем не менее мы рискнем порекомендовать «Приключения Михея Кларка» к прочтению. Это ранний исторический роман сэра Артура, мало уступающий куда более известным «Белому отряду» и «Сэру Найджелу».

Помимо чисто литературной, в книге есть и познавательная ценность — многие ли из нас слышали о восстании герцога Монмута, поднятом им в 1685 году с целью свержения британского короля Якова II? Разве только то, что именно оно дало Рафаэлю Сабатини повод отправить Питера Блада в Вест-Индию.

Главный герой романа волею судеб оказывается в гуще разбуженного Монмутом движения, проходит через множество опасных приключений и в конечном итоге, невзирая на разгром восстания и жестокую расправу правительства с повстанцами, ухитряется выйти сухим из воды. Вообще, при чтении может сложиться ощущение, что Сабатини много «содрал» у Конан Дойла — относительно реалий восстания, зверств драгун полковника Кирка, продажи плененных повстанцев в рабство на Барбадос и особенно неповторимого облика «кровавого судьи» Джеффриса.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Иллюстрация к роману «Приключения Михея Кларка»

Источник:

Archive Room via Legion Media

Автор этих строк всегда считал, что лучше постигать события прошлого (если, конечно, ты не являешься профессиональным историком) не посредством специализированной литературы, а через добротную историческую романистику. Несмотря на возможные неточности, именно в художественном произведении люди давно канувших эпох встают перед нами, как живые. Ну кому сейчас могут быть интересны политические и религиозные «терки» Британии XVII века, противостояние партий «кавалеров» и «круглоголовых», конфликты католиков-якобитов с англиканами, пуританами и индепендентами? А у Конан Дойла это описывается так увлекательно, что начинаешь переживать за персонажей всей душой.

Кстати, чрезвычайно характерно, что писатели Великобритании, те же Конан Дойл, Стивенсон и Вальтер Скотт, описывая междоусобицы XVII века в своей стране, избегают огульно мазать дегтем или безоговорочно превозносить какую-либо из сторон. Даже когда их персонажей заносит в какой-либо из противоборствующих лагерей, неизменно подчеркивается, что и на противоположной стороне тоже есть хорошие люди, но с другими идеалами и убеждениями. Подобного уважительного отношения к персонажам не хватает многим современным авторам.

5. Вальтер Скотт — «Вудсток, или Кавалер» (1826)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Вальтер Скотт (1771-1832)

Источник:

Historical image collection by Bildagentur-online vi Legion Media

Сэр Вальтер Скотт — один из основоположников жанра приключенческого и исторического романа. Да, с точки зрения современного читателя проза Скотта требует изрядного усилия для погружения в ее атмосферу. Так уже давным-давно не пишут: слишком уж у Вальтера Скотта все такое ме-е-едленное и неспешное. Его произведениям свойственны многостраничные подводки к действию, самое обстоятельное бытописательство, многословные характеристики действующих персонажей… Но если совершить необходимое усилие над собой и по-настоящему погрузиться в какую-либо из книг Скотта, то можно ощутить неизъяснимое очарование, «подлинный запах» давно ушедших эпох.

Самыми известными вещами Скотта считаются «Айвенго», «Квентин Дорвард» и «Роб Рой», но есть у него романы ничуть не хуже, в том числе «Вудсток, или Кавалер».

В случае этого романа интересный сюжет, отчасти почерпнутый Скоттом из реальных исторических фактов, сочетается с мастерским изложением — видно, что писатель был в ударе, хотя сам он, говорят, этой книгой не гордился и закончил роман лишь из-за финансовых обязательств. К слову, в 1826 году публика смела первое издание книги с прилавков и устремилась на экскурсии в городок Вудсток в графстве Оксфордшир, к развалинам бывшего королевского охотничьего замка, чтобы увидеть описанные Скоттом места.

Речь в романе идет о знаменитом в Англии бегстве Карла II Стюарта после проигранной им битве при Вустере. Как известно, после того как Карла I казнил парламент, его сын попытался отвоевать отцовское наследство, но был вдребезги разбит. Всемогущий лорд-протектор Оливер Кромвель начал охоту за сбежавшим после сражения принцем — для того, чтобы выбраться на побережье и отплыть в дружественную Францию Карлу II пришлось почти в одиночестве проделать путь через страну, перешедшую под власть пуритан. У Карла почти не было шансов. Он переоделся в простолюдина, сбил ноги в кровь, путешествуя по полям и лесам, прятался в хижинах бедняков, а однажды укрылся в кроне раскидистого дуба, под которым остановились преследователи.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Иллюстрация к роману «Вудсток, или Кавалер»

Источник:

Classic Image via Legion Media

В романе отражен тот эпизод бегства Карла, когда он на несколько дней укрылся в замке в Вудстоке и благодаря помощи нескольких верных людей успел оттуда ускользнуть буквально за несколько минут до того, как туда нагрянул Кромвель, прознавший о местонахождении принца. В «Вудстоке» есть и сюжет, и интрига, и множество подробно выписанных исторических деталей (Скотт всегда отличался тщательностью в их сборе), и яркие индивидуальные характеры, и толика качественного юмора. Роман однозначно, стоит прочесть!

6. Джеймс Фенимор Купер — «Осада Бостона, или Лайонел Линкольн» (1825)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851)

Источник:

Historical image collection by Bildagentur-online via Legion Media

Джеймс Фенимор Купер является — наряду с Вальтером Скоттом — одним из основоположников современного историко-приключенческого романа. Как Скотт работал на фактуре английской и шотландской старины, так и Купер раскрыл мировому читателю недавнее на тот момент прошлое США, описав Войну за независимость и период, непосредственно ей предшествовавший. Помимо этого, Фенимор Купер стоял у истоков жанра вестерна (пятикнижие о жизни Кожаного Чулка) и морского романа («Лоцман», «Красный корсар», «Морская волшебница» и т. д.).

Роман «Осада Бостона, или Лайонел Линкольн» написан Купером в период его творческого расцвета, между «Лоцманом» и «Последним из могикан», однако в России он почему-то почти не издавался. Хотя произведение точно не относится к числу сильнейших у Фенимора Купера, оно все равно заслуживает внимания.

Роман охватывает начальный этап американской Войны за независимость, включая сражения при Лексингтоне и Банкер-Хилле, а также осаду восставшими янки британских войск в Бостоне. Молодой офицер Лайонел Линкольн возвращается в свой родной город как раз накануне драматических событий, последовавших за известным Бостонским чаепитием. На его глазах происходит рождение нации, готовой отстаивать свою свободу силой оружия.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Говард Пайл. «Битва при Банкер-Хилле». Ок. 1897

Источник:

Wikimedia Commons

Впрочем, исторические события остаются, главным образом, на втором плане повествования, а на первом читателей ждут опасные приключения главных героев, мелодраматические интриги, семейные тайны и «вотэтоповороты» в духе «Люк, я твой отец!». Главный герой — не слишком яркий, однако в книге присутствует целая галерея колоритных второстепенных персонажей. Ну и еще отчетливо ощущается в целом мало присущий Куперу привкус готики.

7. Томас Майн Рид — «Мальчики-охотники с берегов Миссисипи» (1852-1853)

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать

Томас Майн Рид (1818-1883)

Источник:

Skimage via Legion Media

Творчество одного из самых популярных в XIX веке писателей-«приключенцев» Томаса Майн Рида делится на три категории. Во-первых, это произведения в жанре вестерн вроде «Всадника без головы». Во-вторых, исторические романы, например, «Белая перчатка» или «Без пощады». В-третьих, так называемые «географические романы»: книги, призванные наглядно рассказать юным читателям о географии и природе стран, в которых разворачивается действие. Лучшими произведениями такого рода у Майн Рида считаются составляющие дилогию романы «Охотники за растениями» и «Ползуны по скалам».

Дилогия «Молодые охотники, или В поисках белого бизона» — «Гудзонов залив» (общее название — «Мальчики-охотники с берегов Миссисипи») создана отставным капитаном армии США в начале творческого пути и относится к числу «географических романов» Майн Рида, хотя в ней есть и примесь вестерна.

Сюжеты обоих романов весьма простенькие. В первом трое юных героев отправляются в североамериканскую прерию, дабы добыть легендарного белого бизона, шкуру которого их отец хочет отправить в подарок своему другу. После многочисленных приключений и опасностей, испытав голод и лишения, чудом избавившись из плена индейцев, братья все же достигают своей цели. В продолжении те же самые герои после смерти отца решают перебраться из Луизианы на побережье Гудзонова залива — куда в конечном итоге и добираются.

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать
Источник:

gutenberg.org

Дальняя полка библиотеки приключений: 7 малоизвестных романов Верна, Стивенсона и других корифеев жанра, которые стоит прочитать
Источник:

gutenberg.org

Иллюстрации к роману «Молодые охотники, или В поисках белого бизона»

При чтении этой дилогии необходимо помнить, что главная ее цель — не развлекательная, а просветительская. Именно поэтому в обеих книжках происходит не так уж много действительно важных для сюжета событий. Вместо этого автор трогательно углубляется в пространнейшие описания всякой зверюшки, рыбки, птички или деревца, встретившихся на пути героев, совершенно забывая про них самих. Да и полноценных героев в книгах нет — так, плоские фигурки, вырезанные из папиросной бумаги. Но создать выпуклые характеры Майн Рид в данном случае и не стремился. Он просто хотел в занимательной форме поведать о природе Северной Америки — и с этой задачей справился блестяще.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения