«Сережа — он не актер, но любого актера переиграет, это я вам честно говорю. И я теперь снимаю кино настоящее, требую от людей, от актеров настоящих, чтобы они перестали быть актерами», — говорил Балабанов о Сергее Бодрове.
Встреча с ним во многом изменила итоговый вариант фильма: помогла режиссеру поставить точку в сценарии, вдохнула в эту историю смысл, душу, честь и совесть и создала образ, ставший культом — сразу и, как теперь понятно, надолго.
«Балабанов часто не считал сценарий завершенным, пока не были выбраны все объекты, — рассказывает Сергей Сельянов. — Это касалось и актеров. Писал, зная заранее, кто будет играть. А если не мог определиться, то искал позже, закончив кастинг, уточнял, перерабатывал текст под тех актеров, которых утвердил. Хотя, может быть, на посторонний взгляд сценарий не сильно менялся. Поэтому, когда появился Сережа, сценарий, конечно, заметно — по Лешиной шкале заметно — изменился и получил окончательную форму».
До появления Сергея Бодрова представления коллег о Даниле Багрове несколько отличались. Например, Светлана Письмиченко вспоминает, что изначально видела Данилу более брутальным и совсем не ожидала такого романтического персонажа, каким его сделал Бодров. Именно о таком, как вспоминает критик Алена Солнцева в книге «Жизнь и приключения Сергея Сельянова и его киностудии СТВ, рассказанные им самим», шептались юные зрительницы: «нежный, добрый и всех убивает».
Алексей Балабанов и Сергей Бодров повстречались в 1996 году в Сочи на «Кинотавре», которым тогда руководил Марк Рудинштейн. Фестиваль, с каждым годом обраставший мифами и легендами о кинобомонде, бурных вечеринках, бандитах и непомерных гонорарах зарубежных звезд, тем не менее идеально выполнял для киноцеха свою объединяющую миссию.
Сценаристы здесь находили режиссеров, режиссеры — продюсеров, продюсеры — артистов. Творческие союзы складывались на посиделках, будущие фильмы сочинялись за бокалом вина или рюмкой водки.
Сергей Бодров приехал в Сочи представлять картину своего отца «Кавказский пленник», экранизацию повести Льва Толстого, перенесенную в Чечню: он сыграл плененного солдата Ивана Жилина.
Любопытно, что Балабанова и Сельянова привлек на экране именно он, неопытный актер и искусствовед по образованию, а вовсе не его уже матерый напарник Олег Меньшиков, сыгравший другого чеченского узника, Саню.
«Сережа нас, конечно, поразил, — вспоминает Сельянов. — Меньшиков выглядел слишком по-актерски рядом с этой сильнейшей органикой. Я в тот день уезжал под сильным впечатлением и с каким-то предчувствием. Вечером мне позвонил Леша, сказал, что поговорил с Сережей Бодровым, тот согласен сниматься».
Отрывок из книги Андрея Захарьева и др. «БРАТ. Незабытый герой. Культурный феномен, изменивший историю». М.: Издательство Бомбора, 2023.
Читайте книгу целиком
Фильм Алексея Балабанова «Брат» вышел в 1997 году и практически мгновенно стал классикой и разлетелся на цитаты. Спустя 25 лет «Брат» не теряет своей популярности и сегодня. На страницах этой книги старые герои встретятся вновь спустя много лет и расскажут свои сокровенные истории.