Дарвин боялся зря: как недостаток окаменелостей в тех или иных слоях осадочных отложений влияет на реконструкцию истории эволюции

Главное, чтобы пропуски в информации появлялись не хаотично, а регулярно

27 августа 2024Обсудить

Wilson44691, CC BY-SA 3.0, через Викисклад

Окаменелые органические остатки обычно используют для восстановления миллионов лет эволюции на Земле. Однако далеко не все животные и растения превращались в окаменелости, кроме того, многие ископаемые органические остатки исчезли еще до того, как попасть в руки ученых (например, скалы с окаменелостями могут разрушаться эрозией).

В результате получается, что данные, которые поставляют нам окаменелости, неполные, в них есть пробелы. Еще автор теории эволюции Чарлз Дарвин боялся, что эта неполнота, эти пробелы могут помешать в распознавании тех изменений, которые предсказывает его теория.

Группа ученых из Утрехтского университета (Нидерланды), статья которых опубликована в журнале BMC Ecology and Evolution, изучила, как недостаток окаменелостей в тех или иных слоях осадочных отложений влияет на реконструкцию истории эволюции. К их удивлению, оказалось, что сама по себе неполнота данных не является такой уж большой проблемой.

Осадочные горные породы

Zumthie, Public domain, через Викисклад

«Это как если бы вы пропустили половину фильма. Если вы не посмотрели всю вторую половину сплошняком, вы не сможете понять сюжет, а вот если вы пропускали каждый второй кадр, вы без проблем сможете следить за сценарием, — объяснил ведущий автор исследования Никлас Хохманн. — Регулярность появления пробелов, а не неполнота данных сама по себе, вот что определяет успех реконструкции эволюционной истории. Даже если много информации пропало, но в пробелах наблюдается закономерность, мы все еще можем без особых проблем восстановить ход эволюции. Но если пробелы становятся слишком длинными или нерегулярными, результаты могут быть сильно искажены».