В течение трех с половиной веков после открытия Колумбом Америки люди продолжали пересекать Атлантику на парусных судах, которые всецело зависели от стихии и не могли придерживаться хоть сколько-нибудь точного графика при движении из пункта «А» в пункт «Б». Все изменилось с появлением в XIX веке первых пароходов — к концу 1840-х годов они были готовы массово перевозить пассажиров между Европой и Америкой. Случай испытать два прославленных парохода в гонке представился в 1838 году — состязание получилось поистине драматичным.
Предыстория: эпоха ставит задачу
Регулярное трансатлантическое сообщение началось 4 января 1818 года, когда из Ливерпуля в Нью-Йорк отправилось парусное судно «Курьер» — одно из четырех, имевшихся в распоряжении американской компании Wright, Thompson, Marshall & Thompson (в 1840-х она сменила название на более известное сегодня Black Ball Line), взявшейся организовать постоянные пассажирские перевозки через океан.
Идея привлекла внимание других судовладельцев, и вскоре у Black Ball Line появился первый конкурент — американская компания Red Star Line, на парусах кораблей которой изображалась большая алая звезда. Затем свои пассажирские линии открыли другие американские компании, включая I. G. Collins, трансатлантическое предприятие которой называлось Collins Line.
Все перевозчики столкнулись с одной серьезной проблемой: при благоприятной погоде парусники могли пересечь Атлантику где-то за месяц, но если корабль попадал по пути в штиль или шторм, путешествие могло сильно затянуться. Естественно, что люди, отдававшие за билеты огромную по тем временам сумму в 120-140 долларов, хотели от судовладельцев большей точности, не говоря уже о безопасности.
Как это всегда бывало в истории человечества, техническая мысль «подтянулась» под экономические нужды. Судоходные компании оценили перспективы первых пароходов и сделали ставку на паровую тягу. Дальновидные коммерсанты быстро поняли, что обслужить нарастающий поток мигрантов из Европы в США смогут лишь суда с механическим двигателем.
ХРОНОЛОГИЯ
Через океан при помощи ветра и угля
Формально первым пароходом, который пересек Атлантический океан, стало в 1819 году американское судно «Саванна». Но на деле почти весь растянувшийся на 29 суток путь из Саванны в Ливерпуль судно преодолело под парусами, а паровой двигатель был задействован лишь в самом конце. Уголь тогда стоил немало, а если бы «Саванна» преодолела весь маршрут под парами, то не смогла бы взять на борт никакого иного груза, кроме топлива. Кстати, у берегов Ирландии дымящую «Саванну» в течение нескольких часов преследовал британский патрульный корабль, полагавший, что видит горящее судно.
По возвращении «Саванны» в США паровой двигатель был признан слишком неэкономичным и демонтирован — бывший пароход стал обычным парусным судном.
В течение следующих 15 лет похожие рейсы через Атлантику на смешанной тяге совершили еще несколько судов с паровыми машинами, которые не отличались надежностью, поэтому экипажам приходилось больше полагаться на паруса и попутный ветер. Например, в 1828 году нидерландский трехмачтовый корабль «Кюрасао», оснащенный двумя паровыми машинами суммарной мощностью 100 лошадиных сил, совершил путь из Роттердама в южноамериканский порт Парамарибо за 25 дней, из которых 13 дней корабль шел под парами.
В августе 1833-го Атлантику почти на одной лишь паровой тяге пересек построенный в Канаде пароход «Ройял Уильям». Плавание из канадского порта Пикту в английский Грейвзенд на Темзе заняло те же 25 дней, но почти все это время судно шло под парами — к помощи парусов прибегали во время чистки котлов, которую, согласно некоторым источникам, приходилось проводить раз в четыре дня.
Интересно, что в числе 235 первоначальных акционеров-владельцев «Ройял Уильяма» значился уроженец Галифакса Сэмюэл Кунард — человек, которому предстояло раз и навсегда изменить представления о путешествиях через Северную Атлантику.
Гонка: «Сириус» опережает «Грейт Вестерн»
В апреле 1838 года британский пароход «Сириус» стал первым судном в истории, которое пересекло Атлантический океан на постоянной паровой тяге — от ирландского Корка до Нью-Йорка небольшое судно добралось за 18 дней, опередив серьезного конкурента в весьма драматичном состязании. Но обо всем по порядку.
В 1832 году американский юрист и коммерсант Джуниус Смит провел 54 дня на борту пассажирского парусника, отправившегося из Лондона в Нью-Йорк, — по меньшей мере на пару недель больше ожидаемого. Солидная задержка в пути навела его на мысль создать собственную компанию, которая обеспечивала бы перевозки пассажиров точно по расписанию. Инвесторы нашлись не сразу, но в итоге Смит основал предприятие под названием British and American Steam Navigation Company.
Фирма запланировала строительство огромного по тем временам парохода «Бритиш Куин». Изготовлением паровых машин для него должен был заняться шотландский инженер Роберт Нейпир, но Смит получил более выгодное предложение от другой фирмы и отдал предпочтение ей. Однако новый подрядчик вскоре разорился, а Нейпир, к которому снова обратился Смит, уже был занят выполнением более приоритетных заказов от британского и российского правительств.
Смит спешил открыть свою пассажирскую линию, чтобы опередить конкурентов: учрежденная в 1836 году знаменитым британским инженером Изамбардом Кингдомом Брюнелем компания Great Western Steamship Company уже вовсю строила свой пароход «Грейт Вестерн». По замыслу Смита, его судно «Бритиш Куин» должно было превосходить судно соперников и отправиться в плавание первым, но из-за истории с Нейпиром казалось, что его компания безнадежно отстала.
«Грейт Вестерн», спущенный на воду 19 июля 1837 года, поразил воображение современников! По тем временам, это был настоящий гигант длиной 71,6 метра и водоизмещением 2300 тонн. На судне установили четыре мачты, но основной движущей силой «Грейт Вестерна» был двухцилиндровый паровой двигатель мощностью 750 лошадиных сил, вращавший массивные гребные колеса. Пароход мог идти со скоростью в 8,5 узла и по, расчетам Брюнеля, был способен пересечь Атлантику только на паровой тяге. При экипаже в 80 человек судно могло принять на борт 128 пассажиров. Его первый рейс планировался на весну 1838 года.
Джуниусу Смиту было впору сдаться, но упрямый янки решил зафрахтовать какой-нибудь пароход и отправить его в Америку до первого рейса «Грейт Вестерна», чтобы хоть как-то опередить Брюнеля. Шотландский торговец и один из инвесторов British and American Steam Navigation Company Макгрегор Лэрд, посоветовал Смиту нанять пароход «Сириус», принадлежавший St. George Steam Packet Company. 700-тонный и 54-метровый «Сириус» предназначался для каботажных рейсов между Корком и Лондоном и, разумеется, плохо подходил на роль трансатлантического лайнера. Но выбора у Смита не было. Для рискованного предприятия он пригласил в качестве капитана бывшего офицера Королевского флота Ричарда Робертса, который имел репутацию храбреца и верил в успех пароходов.
4 апреля 1838 года «Сириус» вышел в рейс из Корка. На его борту находились 40 пассажиров, а весь его груз составляли 460 тонн угля. «Перегруженный пароходик сидел в воде почти по самую палубу. Случись небольшой шквал, и „Сириус“ неминуемо опрокинулся бы, но, видно, сама судьба оберегала судно — погода стояла отменная», — отмечает историк кораблестроения Семён Белкин.
«Сириусу» помогла случайность: куда более быстроходный «Грейт Вестерн» должен был отправиться в Нью-Йорк из Бристоля в тот же день, но 31 марта, когда судно только шло в Бристоль, в машинном отделении «Грейт Вестерна» произошел пожар. Серьезного ущерба он не нанес, но при тушении Брюнель упал с шестиметровой высоты и вынужден был остаться на берегу, а выход в рейс пришлось отложить. При этом свыше полусотни пассажиров парохода сдали билеты, узнав об этом происшествии. Когда «Грейт Уэстерн» отчалил 8 апреля, на его борту находились лишь семь самых храбрых пассажиров.
22 апреля «Сириус» вошел в гавань Нью-Йорка, потратив на рейс 18 дней, 14 часов и 22 минуты. Это событие вызвало настоящий фурор. По сообщению одной из американских газет, река Гудзон была буквально усеяна лодками, сновавшими вокруг британского парохода. Благодаря самоотверженности экипажа во главе с Робертсом и удачному стечению обстоятельств «Сириус» незначительно, но опередил «Грейт Вестерн», который пришел в Нью-Йорк 23 апреля, проведя в пути 15 дней и 12 часов.
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
Сюжет для Жюля Верна
В самом конце пути у «Сириуса» почти закончился уголь. Капитан Робертс не захотел поднимать паруса и велел отправить в топки несколько бочек смолы. Позднее газетчики раздули эту историю до невероятных масштабов: писали, что морякам пришлось спалить в топке мачту, корабельную мебель и даже деревянные игрушки детей пассажиров.
Знакомый сюжет, не так ли? Спустя 34 года статьи о якобы имевших место злоключениях «Сириуса» вдохновили писателя Жюля Верна включить похожий эпизод в роман «Вокруг света за 80 дней».
В одной из глав главный герой Филеас Фогг, опоздав в Нью-Йорке на трансатлантический лайнер, покупает пароходик «Генриетта». В середине океана топливо на «Генриетте» заканчивается, и Фогг велит отправить в топку деревянные детали судна.
Последствия: Сэмюэл Кунард получает главный приз
1 мая 1838-го «Сириус» отправился в обратный рейс. Спустя 18 дней пароход прибыл в порт Фалмут. Больше через Атлантику он не плавал: «Сириус» вернулся к обычным рейсам между Корком и Глазго, а в 1847 году пароход налетел в тумане на скалы у побережья Ирландии и затонул. Жертвами кораблекрушения стали 14 человек.
Джуниус Смит был крайне воодушевлен успехом и считал, что его компанию ждет светлое будущее. В мае 1838 года British and American Steam Navigation Company спустила на воду свой пароход «Бритиш Куин» — в июле 1839 года судно отправилось в первый рейс до Нью-Йорка. В 1840-м англо-американская компания обзавелась еще более крупным пароходом «Президент».
Однако в Great Western Steamship Company тоже не унывали — «Грейт Вестерн» показал себя превосходным судном и быстро завоевал доверие пассажиров. За 9 лет пароход совершил 45 трансатлантических рейсов.
Возможно, две компании так и конкурировали бы между собой, но на сцену вышел уже упомянутый канадский судовладелец Сэмюэл Кунард. Узнав, что правительство Великобритании готово субсидировать фирму, сумевшую наладить наиболее надежное сообщение между Европой и Северной Америкой, Кунард подал заявку и победил благодаря своим связям в Адмиралтействе и политических кругах, хотя в Great Western Steamship Company были уверены, что обещанные субсидии достанутся им.
7 февраля 1840 года на верфи в шотландском Гриноке состоялся спуск на воду парохода «Британия» — «первенца» знаменитой компании Cunard Line, существующей и поныне. Флот фирмы Кунарда стремительно рос, а бизнес приносил хороший доход.
На конкурентов же Кунарда обрушились неудачи. В марте 1841 года в Северной Атлантике во время своего третьего рейса угодил в шторм и пропал принадлежавший British and American Steam Navigation Company «Президент». На его борту находились 136 человек, включая капитана Ричарда Робертса, прославившегося после плавания на «Сириусе».
Известие об исчезновении «Президента» стало сенсацией. Его обломки, а также тела команды и пассажиров искали в течение нескольких месяцев, но безрезультатно. British and American Steam Navigation Company, не выдержав такого удара, разорилась. Джуниус Смит скончался в 1853 году.
Что касается Great Western Steamship Company, то она в 1845 году начала эксплуатацию великолепного лайнера «Грейт Бритн». Как и «Грейт Вестерн», его спроектировал Изамбард Кингдом Брюнель. Это был самый большой и высокотехнологичный пассажирский корабль своего времени: с железным корпусом и гребным винтом вместо громоздких боковых колес.
Пароход совершил два успешных рейса в Нью-Йорк, а во время третьего, 22 сентября 1846 года, судно из-за ошибки капитана село на мель у северо-восточного побережья Ирландии. «Грейт Бритн» оставался там почти год: в августе 1847 года пароход удалось снять с мели и доставить в Ливерпуль. Однако понесенные от его простоя убытки вкупе с расходами на спасение и ремонт «Грейт Бритн» исчерпали резервы фирмы Great Western Steamship Company, которая прекратила свое существование. А вот «Грейт Бритн» дожил до наших дней — сейчас это чудо кораблестроения используется в качестве плавучего музея в гавани Бристоля.
Изамбард Кингдом Брюнель умер 15 сентября 1859 года. Великого инженера погубил инсульт, ставший результатом жуткого нервного напряжения, испытанного Брюнелем при постройке последнего творения — колоссального парохода «Грейт Истерн». Этот колосс пользовался дурной славой. Он пережил своего создателя на 30 лет, а сопоставимые с ним по многим параметрам пароходы были построены только в XX веке.