«Дед, пей таблетки и учись»: как старшие родственники влияют на ваш биологический возраст

Новое исследование проливает свет на родственные связи

30 августа 2024Обсудить

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер

Midjourney

Кто не проходил тесты на биологический возраст, чтобы узнать, насколько он на самом деле моложе (или старше) тех цифр, что указаны в паспорте! При этом часто в таких тестах говорится, что во многом результаты зависят от нашего мозга — насколько он развит, как часто мы вообще занимаемся умственной активностью. Но оказалось, что все это не совсем правда. И исследователи выяснили, где действительно скрыт источник вашего биологического возраста.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Social Science and Medicine, обнаружили новое любопытное влияние на износ наших клеток. Они выяснили, что биологический возраст человека может меняться в зависимости от образованности бабушек и дедушек.

Эпидемиолог Агус Сарачман (Agus Surachman) из Университета Дрекселя (Drexel University) в США заявляет, что эта особенность не лишена смысла. Благодаря исследованиям на животных нам известно, например, что здоровье передается через несколько поколений — от бабушек и дедушек к внукам. Так почему так же не может распространяться и влияние социально-экономические факторы?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, Сарачман и его коллеги использовала данные, собранные в ходе более раннего исследования, проведенного в конце 1980-х — 1990-х годах. Это были записи опросов, образцы крови и мазки слюны 624 женщин среднего возраста и 241 их ребенка в возрасте от 2 до 17 лет.

Анализ ДНК участников показал, что скорость биологического старения была ниже у детей, чьи бабушки и дедушки закончили колледж. Разница не оказалась огромной, но здесь надо учитывать, что и возраст младшего поколения был не таким уж большим. Исследователи не исключают, что если бы возраст внуков был выше, то и различия оказались бы более явными и потенциально могли влиять на показатели смертности. Поэтому за детьми, участвующими в исследовании, продолжат наблюдать, чтобы увидеть, как со временем будет меняться их здоровье.

Исследователи также обнаружили, что 14,5% изменчивости биологического старения были обусловлены собственным уровнем образования матери, а также факторами здоровья, такими как состояние сердечно-сосудистой системы и воспаление.

А пока исследователи продолжают работу, вы можете прямо сейчас посчитать свой биологический возраст и скорость старения — у нас на этот случай как раз простая формула имеется.