Тюменская область переживает настоящий туристический бум. По данным региональных властей, за последние несколько лет турпоток здесь увеличился примерно в 1,5 раза и продолжает уверенно расти. Корреспондент Vokrugsveta.ru с проектом «Медиаразведка» сервиса
Магия таежных просторов
Слава о чудодейственной силе термальных источников, бьющих из недр сибирской земли, ходит уже давно. Вот только распространяться за пределы региона она начала всего четыре года назад, когда местные власти сделали ставку на развитие оздоровительного туризма, а Тюмень официально стала столицей термальных вод. Сами тюменцы только удивляются рассказам гостей, которые отправляются «на воды» в Европу или даже на Кавказ. Зачем? Ведь минеральные воды Сибири содержат намного больше полезных микроэлементов, а местный сервис за последние годы значительно прибавил в качестве.
Всего в Тюменской области действует более 20 термальных курортов. В самой Тюмени можно посетить комплекс с баней и водными горками, а за городом — с премиальным спа, отменной кухней и видами на тайгу. В ноябре 2024 года в регионе в пятый раз состоялось торжественное открытие термального сезона — хотя многие местные курорты работают круглогодично, приезжать сюда приятнее всего поздней осенью и зимой. Именно в это время можно ощутить магию таежных просторов — сидя в открытом бассейне, от которого пышными клубами тянется теплый пар, и любуясь заснеженным лесом.
Обычно температура воды в источниках составляет от 36 °С до 48 °С — не так уж и горячо, но проводить в них дольше 15-20 минут за один раз не рекомендуется из-за повышенного содержания минеральных веществ и солей. На физическое и ментальное здоровье они влияют положительно, но во всем нужно знать меру.
Присядь на удачу
Если задаться целью составить нетривиальный маршрут по Тюмени, то можно построить его вокруг памятников. И дело тут не только в жемчужинах деревянного зодчества, которыми богат центр города. В современной Тюмени немало любопытных бронзовых фигур, которые увековечивают не только известных людей и исторические события, но и разные профессии и даже животных. Находить их, разгадывая культурный код города, тот еще квест.
Памятники сантехнику, почтальону, дворнику — лучшая реклама рабочих специальностей. Последний в своем исполнении похож на дровосека из сказки Александра Волкова. Бородатый мужичок в фуражке и залатанном фартуке в одной руке держит метлу, а в другой — табличку с надписью «Чистый город — задача общая».
— Раньше волонтеры, казаки, добровольцы ходили по нашим улицам и перевоспитывали местное население, чтобы никто не мусорил, — рассказывает экскурсовод Любовь Витковская. — Сегодня город очень трепетно относится к поддержанию порядка и тем, кто следит за ним на улицах.
В самом центре Тюмени бронзовая дворняжка с поднятой лапой жалостливо смотрит на прохожих, рядом — пустая миска, в которой можно оставить монетки на удачу. Надпись на памятнике напоминает: «Полюбите собаку бездомную, безродную и одинокую». Местные любят приходить сюда со своими четвероногими питомцами и делать забавные фото.
Кошек в Тюмени тоже не обделили вниманием. Для них открыли целый сквер. Чугунные скульптуры, примостившиеся на гранитных тумбах, напоминают о блокаде Ленинграда. Когда в городе на Неве живых кошек уже не осталось, а крысы заполонили улицы, на помощь из Сибири был отправлен «хвостатый эшелон».
Скульптурная композиция «12 стульев» — арт-объект, у которого постоянно не стоят, а сидят туристы. Дело в том, что на спинках предметов мебельного гарнитура написаны разные пожелания: любви, удачи, богатства, счастья. Выбирай то, чего больше всего не хватает, и присаживайся на нужный стул.
Город ангелов
Если Тюмень — это динамично развивающаяся столица Сибири, то Тобольск — ее духовный центр. Город никуда не торопится, он как бы замер в XIX веке. Невысокие каменные дома, тихие центральные улочки. Это спокойствие ощущается и в архитектуре, и в культурных объектах, и в поведении местных жителей, которые гордятся историей Тобольска и всегда рады рассказать, где жил Менделеев или в каком доме отбывала ссылку императорская семья.
В Тобольске находится единственный в Сибири каменный кремль — он стоит на высоком Троицком мысу. Самая древняя постройка на территории Кремля — Софийско-Успенский кафедральный собор. Под его полом — семь захоронений тобольских архипастырей.
Охраняют Тобольск 11 ангелов. Эти волшебные крылатые существа поджидают гостей в разных точках города. Рядом с каждым арт-объектом есть QR-код, отсканировав который, можно послушать историю конкретного человека, родившегося на тобольской земле или интересные подробности о самом городе.
На улице Мира, рядом с Музеем императора Николая II спрятался «Музыкальный ангел». Он рассказывает печальную историю уроженца Тобольска Александра Алябьева. Жившего в Москве после отставки композитора в 1825 году обвинили в убийстве и отправили под стражу. Следствие, длившееся три года, подкосило его здоровье — в заточении Алябьев почти ослеп, но не перестал сочинять музыку. В тюрьме он написал знаменитый романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига и несколько опер-водевилей. Несмотря на отсутствие доказательств, Алябьева приговорили к ссылке в родной Тобольск, где композитор организовал оркестр, давал концерты и работал над новыми произведениями.
На Гимназическом мостике присел «Литературный Ангел», знающий все книги, в которых хоть одной строчкой упоминается о Тобольске. На лавочке рядом с памятником Дмитрию Менделееву на Комсомольском проспекте сидит «Гениальный Ангел». Он рассказывает, как выдающийся ученый, появившийся на свет в семье директора Тобольской гимназии, придумал периодическую систему химических элементов.
Поющий пень и соло на грецком орехе
Тобольск — это город, открывающийся тем, кто хочет его узнать. Все в нем не на показ, а как бы случайно и оттого еще более интересно. Вот, например, Музей забытых звуков, открывшийся год назад в Гостином дворе. В его экспозиции — более 240 инструментов со всего мира.
Придумал это место молодой мультиинструменталист и коллекционер музыкальных редкостей Евгений Попов. Своим гостям он показывает поющий пень и демонстрирует виртуозную игру на грецком орехе. Но самые эффектные инструменты в музее — духовые.
— Когда-то японский самурайский боевой горн хорагай звучал во время сражений, — говорит Евгений. — Современные самураи уже давно перешли на рации. И только лишь во время парадов они выносят эти хорагаи на площади, чтобы инструменты снова звучали.
Евгений делает всего один шаг в сторону, и из Японии мы переносимся на Мадагаскар, где в честь рождения человека «поют» раковины. Еще один шаг в сторону — и мы в Индии, где раковины тоже используют в качестве музыкальных инструментов. Их украшают драгоценными металлами и камнями, покрывают богатой резьбой. Получается целое сокровище, а не просто горн.
Томленая медвежатина и мамонт на десерт
Редкий турист, покидающий Тюменский регион, возвращается без перевеса на боках.
— Два-три килограмма — это норма, — шутит экскурсовод Любовь Витковская.
А как тут не поправиться, когда деликатесы преследуют повсюду. В ресторанах устраивают настоящие шоу-программы с нарезанием строганины из муксуна, мяса оленя, кабана или томленой медвежатины и фееричной подачей десертов в виде мамонта из кедрового молока, политого жидким азотом. Особенное лакомство — мороженная брусника с кедровыми орехами и сгущенным молоком.
Тюменские шеф-повара не гонятся за популярным фьюжн-меню. Они делают акцент на локальную кухню и интегрируют в нее историю Сибири. На это приятно смотреть и это вкусно пробовать.
Маленький город больших людей и блин рекордом
На левом берегу реки Тобол, в 80 километрах от Тюмени, расположился небольшой город Ялуторовск с населением в 38 тысяч человек. Дорога до него от Тюмени занимает всего пару часов, так что съездить сюда стоит. «Маленький город больших людей» называют Ялуторовск местные, имея в виду, что здесь бывало много достойных личностей. Например, тут родился меценат Савва Мамонтов.
Другие достойные личности оказывались в Ялуторвске не по своей воле: в городе находилась пересыльная каторжная тюрьма, а еще здесь отбывали ссылку несколько декабристов, которые среди прочего занимались садоводством — например, проживший в городе почти четверть века Василий Тизенгаузен выращивал в Ялуторовске яблоки, груши и сливы.
А вот Владимир Ленин в городе не бывал, но именно в Ялуторовске ему в 1987 году установили чуть ли не последний памятник в истории СССР.
Ялуторовский острог и одноименная слобода были основаны в 1659 году для защиты Тюмени и Тобольска от возможных набегов. Сейчас на месте старого острога возведен деревянный музейно-туристический комплекс. Несколько смелых шагов через ворота обнесенной частоколом крепости — и из XXI века мы попадаем в середину XVII столетия, в гости к сибирским поселенцам. Посетителей на маленькой площади встречает самый большой в России самовар на 250 литров. Хочешь чая — подноси кружку и наливай кипяток.
Здесь стараются в деталях воспроизвести быт и традиции того времени. В разных местах острога занимается своими делами местное население: мужики трудятся в кузне или спят на телеге с сеном. Бабы, укрытые в узорчатые платки, не обращая внимания на гостей в современных нарядах, носят коромысла или напевают что-то тихонько за рукоделием в горницах.
В подвале амбара устроены пять экспозиционных залов, в которых можно узнать об истории заселения этих мест.
— В Ялуторовском районе нашли следы пребывания древнего человека за Уралом, — рассказывает экскурсовод Екатерина Сарычева. — На одной из раскопок около села Памятное была целая улица полуземлянок эпохи бронзового века.
Сотовая связь в этих подвалах не ловит, но телефоны могут пригодиться, чтобы осветить путь в узких коридорах подвала, наполненных пением птиц, треском костра и плачем ребенка. Дополнительное звуковое сопровождение особенно впечатляет при переходе в зал, где представлены орудия пыток или макет лодки, найденной в могильнике времен неолита. На дне ладьи покоился усопший, обернутый в тряпицу.
Скрипучие деревянные ступени лестницы выводят обратно в амбар и на улицу. А там уже местные жители водят хороводы, частушки под баян поют и блинами угощают. К блинам тут вооще относятся трепетно: два года назад в Ялуторвске испекли почти трехметровый блин, который был внесен в Книгу рекордов России. К этому достижению ялуторовцы шли 16 лет.
«Холодные снаружи, теплые внутри», — говорят о себе сибиряки, как бы намекая, что не стоит судить о них «по обложке». Адаптировавшись к суровому климату, они смогли сохранить душевный жар вкупе с колоритными традициями и готовы делиться ими с гостями. Попробовать строганину, искупаться в термальном источнике и проложить маршрут по городам, где жили декабристы, родились Менделеев, Алябьев и Мамонтов теперь под силу каждому. И если Сибирь — это ссылка, то добровольная, вкусная и полезная для души и тела.