В прошлой публикации промышленный дизайнер из Новосибирска Марика Таубе рассказала, как появились и почему исчезли из обихода шкафы-буфеты. Публикуем продолжение истории буфета, где он превращается в сервант.
Богатство напоказ
Массивный деревянный буфет стал родоначальником не только современных кухонных шкафов, но и еще одного вида мебели — серванта. Нам сейчас сложно понять, насколько важны были шкафы с красивой посудой для предыдущих поколений. Сегодня мы определяем богатство жилища по таким изделиям, как плазменная панель, компьютер, наличие элементов «умного дома». А еще каких-то 20–30 лет назад в нашей стране таким маркером была посуда.
Лучшие сервизы хранили в столовых в обзорных буфетах, выставляли для дорогих гостей на званых обедах и чаепитиях. Они украшали пространство не меньше, чем картины и статуи. Поэтому неудивительно, что постепенно для столовых сформировался новый вид мебели, основной задачей которого была демонстрация содержимого. Существовало две основных вариации серванта: первый — «в пол», с небольшими нижними дверками; второй — на длинных ножках.
Этот вид мебели просуществовал в аристократической и буржуазной среде не очень долго, поэтому и слово сервант сегодня практически забыто. А отдельные образцы очень сложно отличить от буфетов.
Интересен факт существования сервантов как отдельного вида мебели в Советском Союзе. Ведь по сути объект был исключительно буржуазным и противным самой природе коммунистического, поскольку предполагал демонстрацию богатства и роскоши, а отнюдь не спартанско-пролетарскую скромность.
Тем не менее, серванты появились в знаменитых советских стенках, включенные в комплекты объектов хранения в качестве полноправного элемента. Конечно же, они видоизменились, ведь невозможно было в условиях исключительно малого функционального пространства сохранить изделие с малой утилитарностью.
Секретеры и хитрые зеркала
Рассмотрим советский сервант на примере знаменитой чешской стенки конца 60-х годов. У среднего сегмента четко читаются характерные стеклянные дверцы, из-за хрупкости они не могут служить для сохранности изделий, но нужны для их демонстрации. Сегмент стоит на ножках, нижняя закрытая часть уступает верхней части в высоте. Это своего рода стандарт идеальной советской гостиной.
Однако, в 70-е большее распространение получили изделия с меньшим декоративным форматом демонстрации посуды и увеличенным пространством для хранения. Появился элемент «секретер» для «барного хранения». Он представлял собой отделение, закрывавшееся на ключ сверху и откидывающееся в горизонтальное расположение. Также появлялись полки для хранения посуды и другого интерьерного декора с новыми конфигурациями, к примеру, в качестве одной длинной полки со стеклянными затворами и зеркальный покрытием на задней стенке изнутри.
Это открывало новые возможности для конфигураций хранения и в 80-е можно увидеть стенки с небольшими отделениями «серванта» внутри большой многофункциональный стенки, которая, к слову, сильно выросла и теперь могла целиком закрывать стену, оправдывая свое название.
Но в любом случае зона хранения посуды была акцентом, доминантой, привлекая к себе внимание. И чтобы сервант не переставал быть главной мебелью в квартире, даже став более компактным, в позднем Советском Союзе добавили зеркальную поверхность.
Также немаловажно, что размеры отделений рассчитывали не на глаз, а в коммуникации с проектировщиками посуды. Учитывали это во все времена. От изменений основных размеров посуды менялись и конфигурации полок, их ширина и глубина. Соответственно, можно предположить, что знаменитая модульная система, ставшая основой для расчетов размеров жилого пространства и мебели в эпоху функционализма, учитывалась и в построении этих изделий наравне с эргономикой и технологичностью производства.
Таким образом, мы видим, что вплоть до начала XXI века посуда (и место, где она хранилась) была центром притяжения и важным элементом в коммуникации и жизни людей, что выражалось в обустройстве жилого пространства. Сегодня социальные отношения трансформируются, фокус смещается с одних «ритуалов единения» на другие. Мы по-прежнему покупаем стильные сервизы для чая и кофе, но уже не склонны выставлять их напоказ, как делали когда-то наши бабушки с дедушками.