Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Демонстратор перспективного авиалайнера Overture совершил первый полет на сверхзвуковой скорости

Самолет XB-1 поднялся в воздух в 12-й раз и выполнил всю программу очередного испытательного полета

28 января 2025Обсудить

28 января американская компания Boom Supersonic провела 12-й по счету испытательный полет сверхзвукового самолет XB-1, во время которого летательный аппарат впервые достиг сверхзвуковой скорости, причем сделал этот трижды.

Демонстратор перспективного авиалайнера Overture совершил первый полет на сверхзвуковой скорости
Источник:

Boom Supersonic

Что такое XB-1

XB-1 «Baby Boom» представляет собой небольшой экспериментальный самолет, который разрабатывается с середины 2010-х годов для отработки технологий, которые планируется использовать при создании полноценного пассажирского сверхзвукового лайнера Overture.

Прототип примерно втрое уступает Overture по размеру. Длина XB-1 составляет 20,7 м, размах крыльев — 5,2 м, высота — 5,2 м, а максимальная взлетная масса — 6,1 тонны. Самолет оснащен тремя турбореактивными двигателями General Electric J85-15, которые в теории способны разогнать его до скорости в 2,2 Маха (около 2335 км/ч на высоте 10 км). В XB-1 предусмотрены два места для пилотов, но пока что во всех полетах в кабине находился один летчик-испытатель.

Демонстратор перспективного авиалайнера Overture совершил первый полет на сверхзвуковой скорости

Демонстратор XB-1 во время одного из предыдущих испытательных полетов

Источник:

Boom Supersonic

Впервые этот самолет поднялся в воздух 22 марта 2024 года и к концу января 2025-го совершил 11 успешных испытательных полетов. В двух последних XB-1 вплотную приближался к звуковому барьеру, достигая скорости в 0,95 Маха (около 1010 км/ч).

Что же касается предполагаемых характеристик лайнера Overture, то этот самолет сможет вмещать от 64 до 80 пассажиров и совершать полеты с крейсерской скоростью 1,7 Маха (около 1800 км/ч) на расстояние свыше 8000 км.

Демонстратор перспективного авиалайнера Overture совершил первый полет на сверхзвуковой скорости

Рендер лайнера Overture

Источник:

Boom Supersonic

Как прошел ключевой испытательный полет

Запланированный на 28 января прошел в соответствии с программой. Летчик-испытатель Тристан Бранденбург поднял XB-1 в воздух в 19 часов 21 минуту по московскому времени.

Затем самолет набрал высоту около 10,6 км над уровнем моря и приступил к набору скорости. Как и ожидалось, всего через 11 с небольшим минут после взлета он разогнался до 1,122 Маха (около 1205 км/ч по данным компании). Поскольку все шло хорошо, Бранденбург слегка сбросил скорость, а затем еще дважды разогнал самолет до «сверхзвука».

В 19 часов 55 минут XB-1 совершил мягкую посадку на аэродроме аэрокосмического центра в Мохаве (штат Калифорния). Весь получасовой полет транслировался в прямом эфире с помощью камеры, установленной на самолете сопровождения — в этой роли использовался учебно-тренировочный военный самолет Northrop T-38 (вторым самолетом сопровождения был ATAC Mirage F1).

Примечательно, что XB-1 стал первым в истории гражданским самолетом, достигшим сверхзвуковой скорости над территорией США. При этом в том же самом районе в октябре 1947 года состоялся полет экспериментального военного самолета Bell X-1, во время которого созданный человеком летательный аппарат впервые превысил скорость звука в управляемом горизонтальном полете.

Краткая история сверхзвуковых пассажирских перевозок

О разработке сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров конструкторы задумались в середине прошлого века. В результате на свет появились советский самолет Ту-144 и англо-французский «Конкорд». Однако открыть новую эру в истории гражданской авиации они не смогли по техническим и экономическим причинам. Так, Ту-144 перевозили пассажиров всего несколько месяцев в 1977–1978 гг., а «Конкорды» эксплуатировались с 1976-го по 2003 год, после чего были отправлены на покой. Сегодня все сохранившиеся «Конкорды» и Ту-144 являются музейными экспонатами.

Демонстратор перспективного авиалайнера Overture совершил первый полет на сверхзвуковой скорости

Ту-144 в авиамузее в Ульяновске

Источник:
Дмитрий Огнев

В XXI веке инженеры снова вернулись к идее создания сверх- и даже гиперзвуковых пассажирских самолетов: тихих, технологичных и экономичных. Работы над подобными проектами сейчас ведутся в разных странах. Так, в январе 2024 года публике был продемонстрирован экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59, сконструированный подразделением Skunk Works компании Lockheed Martin по заказу NASA. Ожидалось, что он поднимется в воздух до конца 2024-го, но пока что X-59 все еще проходит наземные испытания.

Таким образом, сейчас именно компания Boom Supersonic продвинулась на этом пути дальше конкурентов, однако даже с учетом сегодняшнего успеха не стоит ожидать появления нового сверхзвукового пассажирского самолета ранее, чем в самом конце текущего десятилетия.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения