В Республике Саха (Якутия), самой большой административно-территориальной единице мира, проживают представители пяти коренных малочисленных народов Севера. Один из них — юкагиры. «Вокруг света» совместно с проектом «Дети Арктики» рассказывает о людях, чьи предки населили российскую Арктику несколько тысяч лет назад.
Народ, давший свет
Юкагиры — самый древний народ, проживающий на территории Якутии, а когда-то он был и самым многочисленным. Это отразилось в якутском названии северного сияния: дьүкэгиир уоттара означает «юкагирский свет». Легенда гласит, что раньше юкагиров было очень много, поэтому свет их костров озарял все небо.
О том, когда юкагиры начали заселять Восточную Сибирь, до сих пор ведутся споры. Одни исследователи считают, что это произошло около 8–10 тысяч лет назад, другие полагают, что юкагиры появились в этих местах 5 тысяч лет назад, а третьи говорят про 3 тысячи лет назад.
Численность народа начала стремительно сокращаться в XVII веке после покорения Сибири Россией, и к концу столетия юкагиров оставалось всего 2,5 тысячи, а к середине ХХ века — лишь 600. Сейчас в России живет около 1600 юкагиров.
Две ветви одного народа
Юкагиры — неоднородный народ: он делится на лесных юкагиров — одулов, и тундренных — вадулов. Одулы живут в тайге в верховьях Колымы. Они охотятся в лесах, ловят рыбу, собирают дикорастущие ягоды и травы. Вадулы населяют низовья Колымы и занимаются оленеводством в тундре.
Одулы и вадулы говорят на разных диалектах юкагирского языка, которые разделились примерно 2 тысячи лет назад. Сейчас они настолько не похожи, что северные и южные юкагиры, говорящие на родных языках, практически не понимают друг друга.
Юкагирский язык считают родным и могут на нем объясниться в той или иной степени лишь около четверти юкагиров. Подлинных носителей юкагирского — людей, которые не только говорят на нем, но и думают, осталось не более ста человек. Чтобы язык не исчез окончательно, сейчас предпринимаются усилия по его сохранению.
Письменность в рисунках
Вплоть до конца ХХ века юкагирский язык существовал только в устной форме. Письменность на базе кириллицы появилась лишь в 1980-е годы усилиями знаменитого юкагирского писателя и просветителя Гаврила Николаевича Курилова (Улуро Адо).
Однако письмо у юкагиров все же было, хотя и не соотносилось с языком: для передачи информации они использовали рисунки. Веками существовало два типа такого письма: мужское и женское. Мужчины использовали его, отправляясь на охоту: они вырезали на бересте что-то вроде карты с информацией, где их искать, какова добыча и т.п.
У женщин такие берестяные грамоты служили любовными записками: с их помощью девушка давала понять, что ей нравится парень, упрекала его в неверности или невнимательности или сообщала, как она скучает.
Вся власть женщинам
В основе юкагирского уклада жизни традиционно лежал матриархат. Это связано с языческими представлениями о материнском начале природы, которые отражались и в языке: «мать-земля», «мать-река» и т. п. Поэтому наследование шло по женской линии: мужчина всегда переходил в род жены.
Даже в современную эпоху, когда у юкагиров появились фамилии, муж часто брал фамилию жены. При этом первый шаг к заключению брака всегда делала девушка: мужчина мог начать ухаживания только после того, как к нему проявили интерес. Поскольку незамужние девушки обычно не могли свободно общаться с мужчинами, знаком такого интереса выступало берестяное письмо или подарок, например, собственноручно сшитые рукавицы.
Сибирская кулинария
Основу юкагирской кухни составляют дичь, дикоросы и рыба. Дичь добывается на охоте лишь в определенный сезон, дикие ягоды и травы собираются летом, а вот рыба есть на столе в любое время года. Ее готовят всеми возможными способами или едят сырой — особым деликатесом считаются сырые рыбьи головы.
Среди типичных юкагирских блюд многие могут показаться необычными. Например, юкагиры очень любят готовить рыбу с ягодами. Самое простое блюдо называется ондьон. Чтобы приготовить его, нужно нарезать свежую сырую рыбу, слегка подсолить, добавить голубику и хорошенько перемешать.
Национальный напиток юкагиров готовится из икры чира — пресноводной рыбы из рода сиговых: икру толкут, пока она не превратится в жидкую кашицу, а потом добавляют соль.
Умеренное потребление
С древних времен главной заповедью юкагиров было правило не брать у природы лишнего. Те, кто возвращался с охоты или рыбалки с богатой добычей, тут же раздавали соседям излишки, оставляя себе только то, что можно съесть или использовать прямо сейчас.
Считалось, что делая запасы еды на будущее, можно было разгневать высшие силы. Это трактовалось как неверие в будущий успех на охоте, в будущее благополучие.
Есть сведения, что в слишком суровые зимы, когда юкагирам бывало особенно тяжело выжить, на помощь приходили их соседи эвены: будучи оленеводами, они всегда могли поделиться пищей. Кстати, именно у эвенов юкагиры, по всей видимости, научились оленеводству.
Взрослые дети
В традиционных верованиях юкагиров присутствует понятие реинкарнации и переселения душ. Юкагиры верят, что в новорожденном ребенке может обитать душа кого-то из предков.
Отсюда интересный подход к воспитанию детей: к ним относятся с большим уважением, как к старшим, и никогда не пытаются чему-то их учить. Ведь если перед вами, пусть и в облике младенца, троюродный прапрадед, то охотиться или ловить рыбу он умеет не хуже вашего. Детям показывают все на своем примере, помогая вспомнить и восстановить как бы забытые знания.
Поближе познакомиться с культурой и бытом юкагиров, узнать об их верованиях и взглядах на будущее можно на сайте проекта «Дети Арктики». Например, здесь создан «