В 1803 году в Россию прибыл известный французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерен. С разрешения императора Александра I он дважды поднимал в небо свой воздушный шар в Петербурге, а затем Гарнерен с супругой отправился в Москву. Вскоре благодаря предприимчивому французу в Российской империи появились две женщины, покорившие воздушную стихию.
Роковая красавица на седьмом небе
Видимо, есть что-то особенное в фамилии Гагарин. Как иначе можно объяснить, что первой русской женщиной, взлетевшей на воздушном шаре, стала княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина (урожденная Трубецкая). В конце XIX века она слыла одной из первых московских красавиц — стихи Гагариной посвящали влюбленные в нее Иван Долгоруков и Николай Карамзин.
Смелости Прасковье Юрьевне было не занимать. Своего первого мужа, майора Федора Гагарина, она сопровождала в «горячие точки»: на фронт русско-турецкой войны, а также в бунтующую Польшу. В 1794 году в Варшаве Федор Гагарин был убит, а сама Прасковья, будучи беременной, угодила в городскую тюрьму. Там она провела около полугода — на свободе вдова оказалась после взятия Варшавы войсками Суворова.
В октябре 1803 года Гагарина по приглашению Гарнерена согласилась составить ему компанию в полете на воздушном шаре. Летательный аппарат поднялся в воздух на глазах у восторженной публики и, преодолев около 30 километров, приземлился возле Остафьево — подмосковной усадьбы рода Вяземских. Унаследовавший имение в 1807 году князь Петр Вяземский впоследствии шутил, что Остафьево прославилось лишь благодаря Прасковье Гагариной, на дочери которой, кстати, он женился в 1811-м.
Легенда гласит, что воздушный шар Гарнерена еще долго хранился в поместье Вяземских. Доподлинно это неизвестно — возможно, его просто оставили в имении до весны. Факт же состоит в том, что сейчас возле ставшей музеем усадьбы расположен московский аэропорт Остафьево.
Спустя всего несколько месяцев после полета Гагариной свое имя в историю отечественного воздухоплавания почти случайно вписала еще одна храбрая женщина.
Гостья из Пензы
Александра Ермолаева родилась в 1775 году в Пензе. Она происходила из помещичьей семьи. Замуж девушку выдали рано — уже в 1788-м она стала женой уездного предводителя дворянства Алексея Турчанинова.
Весной 1804 года Александра Степановна приехала в Москву в гости к золовке и увидела в газете объявление Гарнерена — теперь он искал в Первопрестольной даму, готовую подняться в небо вместе с его женой Жанной-Женевьевой.
Предприятие не сулило особых рисков и не требовало подготовки — Гарнерен просто предлагал какой-нибудь москвичке стать пассажиркой диковинного летательного аппарата, управление которым брала на себя супруга воздухоплавателя. Увы, отношение к подобным экспериментам среди светских дам было настороженным. Воспарить к облакам они не пожелали даже бесплатно. Отваги откликнуться на «приглашение Российским Дамам путешествовать по воздуху» хватило лишь Александре Турчаниновой.
Полет должен был состояться в начале мая 1804 года, но в планы четы Гарнерен вмешалась погода. Предприятие дважды откладывалось и на третий раз едва не сорвалось из-за грозы.
«Собрались тучи, ударил гром, дождь полился ушатом, все разбежались, перемокли, под галереями сделалась давка такая, что кричали, особливо женщины. Дождь перестал, и хотя небо было покрыто густыми облаками, однако же Гернерен, положа на все приготовления до 4 тыс. рублей, решил пустить шар с женою и другою невидимкою. Он взвился, полетел по Калужской дороге и вскоре пропал из глаз», — писал об этом событии сыну русский дипломат Яков Булгаков.
Полет продолжался около 45 минут. За это время воздушный шар долетел до подмосковного села Царицыно. Посадка получилась жесткой: из-за сильного ветра шар несколько раз ударился о деревья, затем пролетел над прудом и, после нескольких ударов о землю, наконец, остановился. Каким-то чудом обе воздухоплавательницы остались целы и невредимы.
Слава «невидимки»
Булгаков неслучайно назвал Турчанинову «невидимкой». Об известности она не мечтала, боялась, что ее поступок сочтут сумасбродным, а перед полетом старательно закрывала лицо от посторонних глаз.
В письме брату Николаю Александра призналась, что приняла решение вполне сознательно: «Не сердитесь на меня, дражайший братец, что мне так сильно хотелось попарить в воздухе, что я, в конце концов, себе это позволила сделать. У меня было время подумать, потому что мысль эта пришла мне 3-го, а шар должен был лететь 4-го, но Гарнерен откладывала полет каждый, и испытывала я ни с чем не сравнимое нетерпение».
В том же письме Турчанинова предупредила брата, чтобы тот не верил всему, что написано в газетах об их с мадам Гарнерен полете. Так, по словам Турчаниновой, опаснее грома и молний для нее оказался ртутный барометр, который разбился, когда шар врезался в дерево. Ртуть потекла по капоту (широкополой шляпке) Александры, которая в тот момент была обеспокоена не своей безопасностью, а сохранностью головного убора, который она одолжила у знакомой.
Страх осуждения, беспокоивший Александру, был напрасен. Современники (во всяком случае мужчины) отзывались о ее приключениях с искренним восхищением. Например, князь Иван Долгоруков рассказывал о воздухоплавательнице в мемуарах: «Такая отвага сделала Турчанинову известной повсюду и, по необыкновенности случая, я решился ее отличить от всех моих площадных знакомств и дать ей место в списке тех людей, кои произвели во мне впечатление; а Турчанинову я, конечно, не забуду потому, что и поныне не могу без особенного удивления представить себе такой резкий опыт неустрашимости в женщине».
Семейное увлечение
Андре-Жак Гарнерен был не только воздухоплавателем. Вместе со старшим братом Жаном-Батистом-Оливье он создал один из первых в мире парашютов, который успешно испытал в Париже в октябре 1797 года — поднявшись в небо, Гарнерен перерезал веревки, соединявшие воздушный шар с гондолой, и мягко спустился на землю на бескаркасном парашюте диаметром около 7 метров.
Страсть к покорению воздушного пространства разделяли и женщины семьи Гарнерен. В 1799-м первой парашютисткой стала жена Андре-Жака Жанна-Женевьева, но по-настоящему прыжками с парашютом увлеклась племянница воздухоплавателя: с 1815-го по 1836 год Элиза Гарнерен совершила 39 прыжков с парашютом в разных странах Европы.
Королевы воздуха
Конечно, Прасковья Гагарина и Александра Турчанинова были далеко не первыми воздухоплавательницами в мировой истории. К моменту приезда Гарнерена в Россию прошло уже 20 лет с тех пор, как братья Монгольфье публично продемонстрировали свой воздушный шар.
Историки сходятся во мнении, что первой женщиной, поднявшейся в небо, в июне 1784 года стала уроженка Лиона Элизабет Тибль. Компанию в гондоле воздушного шара «Густав», названного в честь находившегося в Лионе с визитом шведского короля Густава III, ей составил некий господин Флёрант. Когда шар поднялся в небо, Тибль, облаченная в костюм древнеримской богини Минервы, и ее спутник исполнили несколько арий из популярной оперы. 45-минутный полет закончился жесткой посадкой — при ударе гондолы о землю Тибль вывихнула лодыжку.
Первой профессиональной воздухоплавательницей стала Софи Бланшар. Сперва она разделяла увлечение своего мужа Жана-Пьера Бланшара, а после его смерти (в 1808-м у Бланшара случился сердечный приступ во время полета, он выпал из гондолы и умер через год от полученных травм) продолжила дело супруга. Бесстрашная женщина летала даже по ночам, что в те времена считалось весьма опасным. Увы, в 1819 году Софи Бланшар погибла — совершая увеселительный полет над Парижем, она неудачно запустила фейерверк, в результате чего наполненный водородом шар стремительно сгорел.
В России же по стопам мадам Бланшар пошла некая «девица Ильинская» из Москвы — героиня столь загадочная, что история даже не сохранила для нас ее имени. Летом 1828 года Ильинская запустила целых три воздушных шара собственной конструкции. Первый из них указывал направление ветра, в корзине второго размещалась человекоподобная кукла, а на третьем в небо поднялась сама Ильинская.
Полет имел большой успех у публики, но о дальнейшей судьбе изобретательницы нам ничего не известно. Впоследствии тактику загадочной «королевы воздуха» взяли на вооружение другие аэронавты. Запуская несколько воздушных шаров, они могли заранее проверить направление и силу ветра, обезопасив себя и пассажиров от лишних неприятностей.