Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться

Проведите экспресс-самоанализ

28 ноября 2024Обсудить
Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

«Вокруг света» совместно с Альпина Паблишер продолжает публиковать отрывки из книжных новинок, посвященных психологии и саморазвитию.

Любое освоение нового навыка всегда начинается с самоанализа. Дети учатся по необходимости, задачи им ставят взрослые. Наука педагогика исследует, что должен сделать ребенок и как мотивировать его сделать это вплоть до момента, когда он будет готов развиваться самостоятельно.

А мы в этой главе поговорим о схожей, но все же другой науке, которая называется андрагогика — обучение взрослого человека, то есть вас, дорогой читатель. В чем разница между этими подходами? Ключевая — в том, что взрослый чаще всего работает со своим развитием самостоятельно, а значит, начать нужно с самопроверки.

Чтобы продуктивно поработать с этой главой, ответьте, пожалуйста, на эти вопросы. Чем подробнее вы ответите, тем эффективнее сможете воспользоваться материалами главы.

  1. Чего я хочу достичь?

  2. Как обычно я управляю процессом своего обучения?

  3. Каковы особенности моего обучения? В каких форматах мне удобно учиться?

  4. Каким форматам я сопротивляюсь?

  5. Как я управляю мотивацией в процессе обучения?

  6. Чему у меня получилось научиться самостоятельно? Что помогло?

  7. Чему у меня так и не получилось научиться, несмотря на старания? Что помешало?

Типы обучающихся

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

Психика кажется похожей на компьютер: есть мозг с его нейронными связями, а есть информация и навыки, которые базируются на этих связях. И если так, появляется соблазн «инсталлировать» в мозг побольше всякой полезной информации и навыков, чтобы стать суперкомпьютером.

Помните фильм «Матрица»? Главный герой Нео загрузил в мозг огромное количество прикладных программ в считаные часы и гордо заявил после этого: «Я знаю кунг-фу». Вот бы так было в реальной жизни! Быстренько загрузить весь полезный для жизни софт, а бесполезный — удалить, и еще почистить психику антивирусом! Скорей бы научная фантастика стала просто наукой! Но это, конечно, наивно. Психика намного сложнее компьютера.

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

Ученый, исследователь психологии, философии и религии Дэвид Колб, основатель компании Experience Based Learning Systems («Системы обучения, основанные на опыте»), подошел к делу иначе. Исходя из понимания, что люди разные, просто так «влить» в голову человеку необходимую информацию не получится. Она там не задержится. Иначе мы просто слушали бы лекции и быстро умнели. Нужна более изощренная техника. Она состоит из четырех этапов, или шагов. Давайте рассмотрим их на примере обучения — например, публичным выступлениям.

Шаг 1. Личный опыт. Сначала надо попробовать: а получается ли у вас так же ярко и уверенно выражать свои мысли, как это делают те ораторы, которые вам нравятся?

Шаг 2. Осмысление опыта. После того как вы попробуете выступить, важно понять, что конкретно не получается. Вы не знаете, куда девать руки? Дрожит голос? Идеи кажутся банальными? Каша в структуре выступления? Нет ярких примеров? Замечаете монотонность?

Шаг 3. Теория. Теперь пора разобраться, как сделать, чтобы голос не дрожал, идеи были сильными и слушать вашу речь было бы приятно и интересно. Устранить проблемы помогут прекрасные теоретические источники. Есть целая наука — риторика.

Шаг 4. Практика. Теперь, с накопленным теоретическим опытом, можно переходить к важному этапу — пробовать все это на практике. Важно делать именно тогда, когда вы знаете свой уровень, ошибки и правильные техники. Тут‑то навык и начинает закрепляться.

Отличается от простой установки новой программы на жесткий диск компьютера, правда? Многодневное наблюдение за тем, как серферы ловко скользят по волнам, не даст нам навык катания. И если просто сразу встать на доску без понимания, как правильно ею пользоваться, — скорее получишь несколько ушибов, чем научишься кататься.

Вначале инструктор ставит ученика на доску на берегу — чтобы убедиться, что он правильно лежит на доске, а потом правильно встает в правильную позу, чтобы оседлать волну. Ученик проверяет себя, получает от инструктора корректирующие замечания, запоминает принципы пользования доской и только потом идет в воду.

Дэвид Колб не только описал эти четыре этапа цикла обучения, но и обнаружил, что люди отличаются друг от друга тем, что для каждого из нас разные этапы обладают разной значимостью. Таким образом, мы делимся на четыре типа. Сразу оговоримся: чтобы навык закрепился, нужно обязательно проходить все четыре этапа в обучении, а типы обучающихся определяют, на каком этапе человек будет делать акцент.

1. Деятель

Больше полагается на опыт. Такой человек любит движение, действие, непосредственное взаимодействие с материалом. Деятелям подходит обучение на живых личных примерах и применение ролевых моделей, чтобы лучше вжиться в процесс.

Девиз деятеля: «Сразу к делу!»

Его мотивирует: активный деятельный процесс, обмен впечатлениями.

Демотивирует: абстрактные понятия, теория и концепции, оторванность знаний от реальной практики, сложные и скучные задания.

Что помогает преодолевать препятствия: поддержка и положительные эмоции, поощрения, командная работа.

В обучении публичным выступлениям он предпочтет побольше стартовой практики, говорить, пробовать выступать, преодолевая волнение и ошибки.

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

2. Мыслитель

Иногда его называют рефлексирующим типом. Для него важна работа над ошибками. Он любит анализировать свою работу, получать замечания. Это такой наблюдатель, который выводит теорию из собственной практики. Он со всех сторон анализирует ситуацию и формирует собственный способ преодоления сложностей. Такой человек может изобретать новые подходы и методы решения задач.

Девиз мыслителя: «Понаблюдаю, а потом сделаю выводы».

Его мотивирует: возможность всестороннего анализа материала и наличие достаточного времени для обдумывания.

Демотивирует: работа в спешке или в условиях нехватки информации.

Что позволяет преодолевать препятствия: погружение в контекст, понимание конкретных проблем, самомотивация, наличие информации и времени.

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

3. Теоретик

Человек, который предпочитает логический и аналитический подходы в обучении. Он любит хорошо все продумывать, искать закономерности и понимать теоретический материал. Предпочитает интеллектуальное обучение и умственные задачи. Легко справляется с большим объемом данных. Прежде чем погрузиться в практику применения инструментов, теоретики предпочтут сначала как следует освоить теоретические основания применяемого инструмента.

Девиз теоретика: «Сначала понять принципы, а потом действовать».

Его мотивирует: систематизация занятия, таблицы и схемы, построение теорий, анализ. Теоретики лучше справляются в одиночку. В учебных группах часто можно увидеть, как такие участники при решении задач отделяются от группы и работают самостоятельно.

Демотивирует: игры, симуляции, обилие практических заданий, спешка, необоснованные и непроверенные данные.

А вот подискутировать они совсем не против.

Что позволяет преодолевать препятствия: значимость и обоснованность изучаемых идей, четкая логика и структура, планирование и самоконтроль. Это их сильные стороны.

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

кадр из фильма «Матрица» («The Matrix», 1999)

4. Прагматик

Такой человек любит использовать новые знания на практике и решать реальные проблемы. Он предпочитает умственные задачи, имеющие применение на практике. Он берет идеи и реализует их, чтобы понять, какие из них решают проблему и как именно.

Девиз прагматика: «Покажите, как это работает».

Его мотивирует: обучение на реальных примерах, работа над своими проектами, поиск решений через эксперимент.

Демотивирует: внешний контроль, теория без практической значимости, долгие дискуссии и размышления.

Что позволяет преодолевать препятствия: личная значимость изучаемого материала и ее максимальная конкретность.

Узнали себя в одном из типов? Что вам интереснее и легче дается? На этом и нужно делать главный акцент, но не пропускать и остальные этапы. Каждый из этих типов имеет свою ценность и фокус в обучении. Важно понимать, какой доминирующий стиль у вас, как он помогает вам развиваться, какие сильные стороны есть у вашего стиля.

Запишите, к какому типу вы себя отнесли, и зафиксируйте, как вы планируете организовать четыре этапа освоения выбранного вами навыка.

Мой тип: __________
Шаг 1. Личный опыт. Как я проверю свой навык сейчас?
Шаг 2. Осмысление опыта. Что конкретно у меня не получается?
Шаг 3. Теория. Какими источниками информации буду пользоваться?
Шаг 4. Практика. Как буду закреплять навык?

Это отрывок из книги Никиты Непряхина, Дмитрия Скворцова «Надо думать! Тренажер мышления». М.: Издательство Альпина Паблишер, 2025.

Деятель или мыслитель: какой вы ученик и как вам надо учиться
Источник:

Издательство Альпина Паблишер, 2025

Читайте книгу целиком

У вас в руках уникальная книга-тренажер, которая поможет вам эффективнее думать, лучше понимать себя и других, а также принимать взвешенные решения. Вас ждет увлекательное путешествие по лабиринтам нашего мозга, масса удивительных открытий и целый арсенал работающих приемов и методик.

Книга состоит из двух частей, и начинать читать вы можете с любой. С части «Мне бы уметь и знать» стоит начать, если нужно усовершенствовать мышление. Отточить навык ясно мыслить поможет большой набор правил, рекомендаций и алгоритмов.

Часть «Вот бы решить проблему» позволит вам справиться со множеством когнитивных трудностей, с которыми сталкивается любой из нас.

В конце каждой из частей есть подборка любопытных задач и упражнений, которые помогут закрепить все изученное на практике.

Главное правило — не торопиться. Авторы рекомендуют неспешно и вдумчиво прочитывать по одной главе в день и обязательно выполнять все упражнения — только так получится превратить знания в практические навыки. Теперь у вас есть личный тренер мышления. С этой книгой действительно надо думать!

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения