Мы уже рассказывали о становлении советской школы служебного собаководства, а также об одной из самых массовых собачьих «военных специальностей» — поиске мин. Вспоминаем, какую еще службу несли на фронтах Великой Отечественной войны верные друзья человека.
Собаки-подрывники
Собачья военная «специальность», имевшая самую высокую цену, — подрывная. Собакам — истребителям танков прикрепляли на спину заряд взрывчатого вещества и направляли их под танки противника, где срабатывал детонатор, приводя к взрыву. У животного при этом не было никаких шансов остаться в живых.
Идея использовать животных в качестве передвижной мины возникла еще до революции, а в Стране Советов ее детально проработали в 1930-е, предложив и технику дрессировки, и специальное «обмундирование» для снаряжения собаки взрывчаткой — противотанковый вьюк. Испытания проходили в школах служебного собаководства по всей стране; в частности, архивы сохранили свидетельство успешных тестов, проведенных в 1936 году на полигоне в Кубинке — тогда из всех собак успешно справился с заданием эрдельтерьер по кличке Гарольд.
«Новое, грозное оружие: собака — истребитель танков»
«На спине у нее хорошо пригнанный вьюк, карманы которого заполняли толовыми шашками, а сверху был замок, приводивший в действие взрывной механизм при соприкосновении с танком. Снаряженная таким образом собака соединяла в себе разрушительную силу мины и снаряда, но она была живая, послушная приказу человека, она не только слепо бежала в сторону танка, как летит обыкновенный снаряд, а искала встречи с ним, меняла направление атаки, преследовала его… Выпущенная скрытно из окопа, она через несколько секунд оказывалась у танка, и избежать этой встречи было невозможно».
Из статьи Александра Мазовера, бывшего командира 37-го Отдельного батальона собак — миноискателей и истребителей танков, журнал «Охота и охотничье хозяйство», 5/1975
Как писал историограф военного собаководства Владимир Швабский, в первые дни войны тактика применения собак-истребителей танков была отработана еще недостаточно, сказывались и несовершенные методы подготовки, в условиях, далеких от реальной обстановки сражения. Хотя животных, приученных искать корм под танками, выпускали в на поле боя голодными, но забираться под грохочущую махину не спешили, могли испугаться и вернуться к инструктору, подвергая опасности своих. Но уже к осени 1941-го стало понятно, как именно управлять «живым оружием», чтобы уничтожать «тигры» и «пантеры» и сеять среди немцев настоящую панику.
И подразделения собак-истребителей танков стали неотъемлемой частью противотанковой обороны. Их помощь была неоценима в конце 1941-го — начале 1942-го, когда армия испытывала недостаток артиллерийских боеприпасов и у бойцов против танков зачастую имелись только бутылки с горючей смесью и гранаты. Когда советская танковая артиллерия окрепла, роль собак-подрывников снизилась, однако применять их продолжали до самого конца войны.
По воспоминаниям военного кинолога Александра Мазовера, благодаря собакам в сентябре 1941-го удалось подбить два танка и обратить в «бегство» два других в боях под Волоколамском. В боях за Сталинград всего за один день собаками было уничтожено 27 танков, а всего за время Сталинградской битвы четвероногие подрывники поразили 63 вражеских машины. В ходе битвы на Курской дуге собаки расправились с 12 танками. Всего за годы Великой Отечественной войны с помощью собак было подбито и уничтожено более 300 танков противника (примерно две немецкие танковые дивизии).
Собаки-диверсанты
Задачей этих четвероногих «спецов» был подрыв мостов, железных дорог и составов. Такие обученные собаки участвовали, в частности, в Белоруссии в операции «Рельсовая война» летом 1943 года и ее продолжении — операции «Концерт» в сентябре того же года.
Самую известную собаку-подрывника звали Дина, и воспитала ее та самая знаменитая инструктор из московской Центральной школы служебного собаководства Дина Волкац, подготовившая еще одну легенду Великой Отечественной войны — пса-миноискателя Джульбарса. Первоначально овчарку готовили как истребителя танков, позже она также освоила специальности миноискателя и диверсанта.
Дина стала известна после успешного выполнения боевой задачи в рамках «Рельсовой войны». 19 августа 1943 года она выскочила на рельсы перед приближающимся немецким эшелоном, сбросила вьюк с зарядом взрывчатки, выдернула чеку капсюля-воспламенителя зубами и укрылась в лесу. В результате взрыва было уничтожено 10 вагонов и поврежден значительный участок железной дороги.
Героическая овчарка дослужила до конца войны, еще не раз проявив навыки миноискателя, и дожила до глубокой старости.
Собаки-разведчики
Способность четвероногих «шпионов» быстро и бесшумно передвигаться делала их незаменимыми в разведывательных операциях. Собаки-разведчики работали в паре с бойцами, помогая им «просачиваться» через передовые позиции противника, и способствовали успешному действию этих групп в тылу врага. Они обладали отличным чутьем и могли обнаруживать скрытые огневые точки и засады. При встрече с противником собаки молча сигнализировали своим проводникам о наличии врага, чтобы они не были застигнуты врасплох. Они помогали даже задерживать одиночных вражеских солдат и доставлять «языка» в расположение наших войск.
По словам Александра Мазовера, сержант Чумаков из второго полка собак специальных служб со своей собакой Боем 76 раз провел нашу разведку через боевые порядки противника и без потерь вывел их обратно. Младший сержант того же полка Н. Кисагулов с собакой Джеком 42 раза провел разведывательные группы в тыл противника, захватил более 20 пленных и уничтожил более 70 немецких солдат.
Собаки-связисты
Собаки-связисты часто обеспечивали контакт между войсковыми подразделениями. Сначала в эффективности такого подхода сомневались. Но вскоре стало очевидно, что в условиях боя, когда огонь сметает провода, радиосвязь выходит из строя, а посыльный может быть ранен или убит, незаменимой становится быстрая и незаметная собака. «Инстинктивно маскируясь, обходя и проползая опасные, простреливаемые места, она мчалась с пакетом, вложенным в прикрепленный к ошейнику водонепроницаемый портдепешник. Ей не страшны были глубокие снега, она всюду проходила без дорог, по кратчайшему пути, преодолевала водные преграды», — писал Александр Мазовер.
Военный кинолог приводит в своей статье такие примеры верной службы четвероногих связистов. Собака Норка за 1942–1943 годы доставила 2398 боевых донесений. Пес Рекс доставил 1649 донесений, трижды переплвал Днепр, был несколько раз ранен, но всегда добирался до своего поста. В военной литературе описана связная собака Альма, которая была тяжело ранена немецкими пулями, но все же доставила донесение в нужные руки. Всего за годы войны собаки доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода.
Ездовые собаки и собаки-санитары
Традиционное использование собак в качестве транспортного средства было успешно адаптировано для нужд войны. Запрягали собак на всех фронтах. Зимой они тянули легкие волокуши или нарты, летом — санитарные носилки на низких колесах. Основная задача ездовых собак заключалась в эвакуации тяжелораненых с поля боя до ближайшего пункта первой медицинской помощи. Обратно на передовую собачьи упряжки, как правило, доставляли боеприпасы.
Отзыв о работе ездовых собак 3-й Гвардейской армии
«В любую погоду и при любых условиях ездовые упряжки безупречно выполняли свою задачу. На поле боя они находились близко к передним линиям, обеспечивая эвакуацию раненых, тогда как конный транспорт мог добраться лишь до батальонных пунктов боепитания и то при благоприятных условиях. Скорость и скрытность движения собак многократно превышали эффективность подносчиков патронов и санитаров».
Из статьи Александра Мазовера, бывшего командира 37-го Отдельного батальона собак — миноискателей и истребителей танков, журнал «Охота и охотничье хозяйство», 5/1975
Также они отправлялись и в тыл противника. Как вспоминал Александр Мазовер, в январе 1943 года на Карельском фронте подразделение 41-го отряда ездовых собак сопровождало лыжный отряд в глубокий тыл врага, преодолев более 200 км. Весь груз боеприпасов и продовольствия был переложен на упряжки, а обратным «рейсом» собаки вывезли всех раненых.
Приводит он и еще один известный случай: собаки помогли вывезти раненых, размещенных в церкви. «Никакой транспорт не мог подойти к церкви, стоявшей посреди открытой и простреливаемой площади. Собачьи же упряжки прошли в пролом стены примыкавшего к церкви кладбища и вывезли раненых, которых грузили из окон подвального помещения».
Архивы сохранили имена трех охотничьих лаек из Тюменской области: Жучок, Товарищ и Моряк, которые эвакуировали с поля боля 700 тяжелораненых. Стали легендой пес Мухтар, который за время своей службы спас около 400 бойцов, и пес Бобик, вместе со своим проводником Дмитрием Тороховым, на счету которого — 1580 спасенных жизней.
Из воспоминаний фронтовика
Уже стемнело. Близилось начало артподготовки. А связи нет… Командир стал беспокоиться. Спрашивает: «Где твои линейщики?» А они все на линиях. Говорю: «Ну, давайте я пойду, а за коммутатором Гриша посидит. Тут ничего сложного нет».
Я побежала по этому проводу. А темно, темно. Кругом кустарник и чуть, чуть деревья молодые. Снег с дождём перестал, и стало подмораживать. А сапоги у меня мокрые, ноги мёрзнут. Тут левее нашего провода метров десять вижу две пары огоньков. Мне показалось, что это волки. Смотрю, они кружатся на одном месте. Присмотрелась…, дак, это пара собак впряженных в такое вроде корыто. И они эту волокушу таскают вокруг чего-то.
Я бросила провод и подошла. Смотрю, раненый лежит. Они хотят к нему подъехать, но что-то у них там запуталось. Раненый лежит, у него по голове кровь течёт, но в основном он в ноги ранен был.
Собаки стоят, смотрят на меня такими умными глазами. А сами мордой мне, что, мол, помоги погрузить. На спинах у них были закреплены сумки с красными крестами.
Я стала грузить раненого, а собаки стоят смирно, смирно. Сперва затащила голову на эти волокуши, а потом ноги. Ещё немного поправила. И собаки сразу потащили в своём направлении. Туда, левее. Из какой дивизии были эти собаки, я не знаю.
Это был первый раз, когда я видела собак-санитаров. И с тех пор так полюбила собак, что о-о-о-й. Они были такие лохматые, здоровые. Наверно, помесь дворняги с овчаркой.
Из интервью с связистом Тамарой Родионовной Овсянниковой
По подсчетам, каждая упряжка заменяла 5-6 санитаров, отвечающих за вывоз раненых, и значительно увеличивала скорость доставки помощи. Всего же за всю войну было задействовано около 15 тысяч упряжек, они вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжело раненых, и подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.
А еще множество сторожевых собак помогали обнаружить противника в темное время суток и при плохих погодных условиях, обеспечивали безопасность десятков тысяч воинских частей и складов. И даже без всякой «специализации» были рядом с бойцами, поддерживая бойцов в самые трудные моменты. Верные спутники солдат, они стали символом не только дружбы, но и мужества и надежды.