«Отцом» искусства фотографии является француз Жозеф Нисефор Ньепс — в 1820-х годах он сделал первые в истории снимки, а самой ранней из сохранившихся фотографий считается пластина, на которой запечатлен вид из окна мастерской Ньепса в Ле Гра.
С тех пор фотографические технологии изменились до неузнаваемости — в наши дни фотоаппарат есть в кармане практически у каждого, снимки продвинутых камер смартфонов отличаются высоким качеством, а печать цифровых фотографий не составляет труда. Но и сейчас любители и фотографы-профессионалы порой прибегают к старинным способам фиксации изображения на бумаге и других носителях. «Вокруг света» кратко рассказывает о пяти таких технологиях, возникших в XIX веке.
Дагеротипия
Ньепс, скончавшийся в 1833 году, экспериментировал с пластинами из пьютера (сплава олова), на которые был нанесен битум, а затем обрабатывал их маслом, растворителем и кислотой для закрепления изображения, с которого потом можно было делать типографские оттиски. В 1826 году Ньепс познакомился с художником и изобретателем Луи Дагером, который усовершенствовал первоначальную технологию и в 1837 году дал старт массовому распространению фотографии.
Названная именем своего создателя дагеротипия предусматривает использование серебряных или покрытых серебром пластин, предварительно обработанных парами йода. После пребывания на свету в камере-обскуре в течение примерно 15-30 минут на такой пластинке можно проявить изображение, подержав ее в парах ртути.
Из-за внешнего облика дагеротипы называли «зеркалом с памятью», а разглядеть изображение на них можно было только под определенным углом. При этом пластинки были хрупки и требовали бережного хранения.
Несмотря на всю сложность процесса, дагеротипия довольно быстро обрела популярность по всему миру — во многом благодаря тому, что в 1839 году правительство Франции приобрело у Дагера права на технологию, а затем передало ее в общественное достояние.
Однако уже в середине XIX века на смену дагеротипии пришли более совершенные фотопроцессы, а сейчас эту технологии изредка используют фотохудожники — в 2009 и 2013 годах выставки современных дагеротипов прошли во Франции и США соответственно.
Цианотипия
В 1842 году английский физик и астроном Джон Гершель изобрел сравнительно простой способ переносить изображение на различные поверхности, не требовавший применения серебра. Смешав раствор лимонноаммиачного коричневого железа (Fe(NH4)3(C6H5O7)2) и железосинеродистого калия (K3[Fe(CN)6]), Гершель получил светочувствительный состав.
Если на пропитанную этой смесью ткань или бумагу положить изображение или какой-то предмет, затем прижать, подержать на ярком солнце или под светом ультрафиолетовой лампы, а потом промыть водой, то на поверхности проступит изображение-негатив на насыщенно синем фоне.
Этот метод фотопечати можно применять в домашних условиях, приготовив раствор самостоятельно. Раньше цианотипией активно пользовались для снятия копий с чертежей или сохранения изображений различных растений. Последний вариант цианотипии популярен и в наши дни.
Пример использования цианотипии на ткани в полевых условиях
Амбротипия
Название этого фотопроцесса, созданного в начале 1850-х британским фотографом и скульптором Фредериком Арчером, дословно переводится с древнегреческого как «бессмертный отпечаток», хотя имя ему дал в свою честь оформивший патент в 1854 году американский фотограф Джеймс Амброз Каттинг.
Амбротипия и родственные ей фотопроцессы пришли на смену более сложной и дорогой дагеротипии. Эта технология позволяет сохранять изображения не на серебряных, а на стеклянных пластинах. Для этого непосредственно перед съемкой их нужно сперва обработать раствором йодистого калия в коллодии (растворенная в смеси эфира и спирта динитроцеллюлоза), а затем подержать в растворе нитрата серебра.
Проявлять амбротипы требуется в растворе железного купороса, который смывается водой. Напоследок изображение фиксируется при помощи тиосульфата натрия. Для сохранности изображения пластину покрывали лаком или еще одним стеклом, а на ее заднюю поверхность нередко наносили черную краску.
Сегодня амбротипия пользуется популярностью среди фотографов, снимающих портреты. Амбротипы, создающиеся в единственном экземпляре, отличаются «сиянием» кожи и глаз и выглядят как ретрофотографии.
Создание амбротипа в современной фотостудии
Платиновая печать
Платина в наши дни является одним из самых дорогих металлов в мире, но еще 150 лет назад дела обстояли иначе. О светочувствительных свойствах соединений платины химики узнали еще в начале XIX века, но на создание технологии платинотипии ушло несколько десятилетий — она была запатентована в 1873 году британским изобретателем Уильямом Уиллисом.
Для получения платинотипа требуется бумага, покрытая эмульсией из смеси оксалата железа и хлороплатината калия. Затем на нее помещается негатив изображения, который под воздействием солнечного света или под ультрафиолетовой лампой «отпечатывается» на бумаге и полностью проявляется под воздействием оксалата свинца. В качестве фиксатора изображения ранее применялся слабый раствор соляной кислоты, а позднее его сменили другие составы (сейчас в этом качестве используется раствор ЭДТА и гидросульфита натрия).
Снимки на такой бумаге получались матовыми и выглядели настолько живыми, что платинотипия быстро распространилась среди фотохудожников. Кроме того, такие фотографии отличались долговечностью и не сворачивались с годами. С появлением альтернативных технологий и ростом стоимости платины этот фотопроцесс стал из массового элитарным.
Сегодня фотографы вручную применяют платинотипию по тем же причинам, что и раньше — она обеспечивает широкий тональный диапазон и позволяет создавать изображения на стыке фотографии и живописи. При этом разные пропорции реактивов влияют на контрастность и обеспечивают более «холодную» или «теплую» картинку.
Масляная фотопечать
Этот фотопроцесс также возник как попытка приблизить жанр фотографии к высокому искусству живописи — это направление получило название пикториальная фотография. Первые эксперименты с масляной фотопечатью относятся к 1850-м годам, но популярность она обрела на рубеже XIX–XX вв.
Для получения изображения с помощью масляной фотопечати потребуется бумага покрытая светочувствительным слоем фотографического желатина с бихроматом калия или аммония. На нее, как и при платинотипии, помещается негатив изображения, а затем бумага с негативом выдерживается под ультрафиолетовой лампой или солнечными лучами. После этого бумагу промывают водой и покрывают масляной краской, получая в результате изображение в тонах использованной краски. Созданные таким образом фотографии напоминают полотна художников.
Сейчас масляную печать используют фотографы, которые стремятся добиться уникальности и художественности снимков в эпоху многотиражных цифровых фотографий.