Для изучения последствий удара: к «сбитому» с орбиты астероиду Диморф отправился исследовательский зонд «Гера»

Полет европейского аппарата будет долгим

7 октября 2024Обсудить

7 октября Европейское космическое агентство осуществило запуск межпланетного зонда «Гера» (Hera), которому предстоит изучить последствия столкновения аппарата DART с астероидом Диморф в 2022 году с целью изменения орбиты небесного тела.

Charles Briggs/ZUMA Press via Legion Media

Зонд, названный в честь древнегреческой богини Геры, был отправлен в космос при помощи ракеты-носителя Falcon 9 американской компании SpaceX, которая стартовала с площадки SLC-40 базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) в 17 часов 52 минуты по московскому времени. Первая ступень ракеты использовалась в 23-й и последний раз — возвращать ее на Землю не планировалось, хотя такая посадка стала бы рекордной для SpaceX.

Целью европейского исследовательского аппарата является небольшой астероид Диморф диаметром около 150 метров, который вращается вокруг более крупного астероида Дидим. В сентябре 2022 года в рамках испытания метода изменения траектории движения потенциально опасных для Земли астероидов (Диморф к таковым не относится) о поверхность маленького астероида разбился созданный в NASA зонд DART.

Уже известно, что это столкновение привело к существенному изменению орбитального периода Диморфа и выбросу в космос частиц астероида общей массой около миллиона килограммов, которые образовали «хвост» протяженностью почти 10 тысяч километров, сделав Диморф «кометоподобным».

Момент отделения «Геры» от второй ступени Falcon 9

«Гере» предстоит подлететь к Диморфу и изучить последствия столкновения астероида с аппаратом NASA с близкого расстояния. Для этого зонд ESA будет использовать ряд научных инструментов, включая несколько камер, лазерный дальномер и спектрометр видимого и инфракрасного диапазонов, а также пару кубсатов — крохотных спутников, которые отделятся от головного аппарата незадолго до прибытия в точку назначения. Впрочем, ждать этого момента придется довольно долго — до Диморфа «Гера» доберется только в конце 2026 года.

«Гера» и ее кубсаты на орбите Диморфа в представлении художника Европейского космического агентства

ESA — Science Office, CC BY-SA IGO 3.0, via Wikimedia Commons

Данные, которые должен собрать зонд «Гера», позволят лучше оценить последствия удара DART о поверхность астероида, а также могут пригодиться при подготовке аналогичных миссий, направленных на защиту Земли от представляющих для нее опасность небесных тел вроде астероида Апофис, который однажды может столкнуться с нашей планетой.