Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Дом или тюрьма»: почему птицы не улетают из зоопарков

Многие птицы живут в зоопарках у водоемов, их ничто не отделяет от свободы, но они продолжают оставаться в неволе. «Вокруг света» узнал в Зоологическом музее МГУ им. Ломоносова, почему свободные от сеток фламинго, утки, гуси, лебеди и другие крылатые почти не меняют свое место жительства

3 сентября 2021Обсудить
«Дом или тюрьма»: почему птицы не улетают из зоопарков
Источник:
Getty Images

Посетив Московский зоопарк, можно убедиться, что не все птицы содержаться в специальных вольерах с сетками. Например, на Большом пруду живут гуси (белый, молчаливый гусь-белошей, магелланов гусь, горный гусь), есть лебеди (лебедь-шипун, лебедь-кликун и другие), можно всегда встретить уток (это кряквы, огари, шилохвости, красноносые нырки и т. д.) — их, кстати, большинство (не считая ворон и голубей), недалеко от берега поселились красные и розовые фламинго. Другие же — пеликаны, аисты, попугаи, совы — находятся в закрытых вольерах.

Как объяснили в Зоологическом музее МГУ, есть несколько причин, почему птицы, находящиеся в открытом пространстве, все равно остаются в зоопарке.

«Во-первых, у части птиц подрезаны перья крыла либо у них ампутирован самый кончик крыла, где находится косточка с несколькими перьями, то есть они не способны подняться в воздух. Это так во всех зоопарках для птиц, которые содержаться открыто без сетки сверху. Во-вторых, некоторые птицы с неподрезанными крыльями, в частности утки улетают из зоопарка, но возвращаются. То есть они могут, например, гнездиться где-нибудь в Москве. Например, есть [утки] огари, которые по всей Москве гнездятся, но они все равно все зоопаркового происхождения и, как правило, зимой они все равно возвращаются на пруды Московского зоопарка, потому что там подкормка»

+2

На вопрос, допустимо ли подрезание крыльев, Коблик ответил, что от этой практики пытаются отказаться во всем мире, но для этого необходимо построить большие авиарии (вольеры для птиц) с сеткой сверху, чтобы птицы внутри могли свободно летать.

«Московский зоопарк, который располагается на очень небольшой территории, себе такого позволить не может. Но когда-нибудь к этому придут. Над каждым вольером с птицами натянуть сетку не можем, это технологически сложно. Поэтому до сих пор, как и в многих других зоопарках, практикуется подрезанием перьев одного крыла, либо ампутация одного сустава, — подчеркнул Коблик. — С точки зрения травматичности и этичности по отношению к птицам, существуют разные мнения. Так, яростные природоохранники и зеленые против этого протестуют, другие считают, что это вполне допустимо».

Однако некоторые птицы действительно возвращаются и в каком-то смысле считают зоопарк своим домом, так как там всегда есть пища. По словам представителя Зоологического музея МГУ, среди тех, кто улетает и прилетает, есть некоторые виды уток — это огарь, кряква, гоголь.

«Пожалуй, это три вида уток, которые содержатся в Московском зоопарке с неподрезанными крыльями, и они периодически улетают. Иногда гусям некоторым не удается подрезать крылья. Есть такой маленький гусь — белощекая казарка. Все белощекие казарки, которые сейчас встречаются в Москве и окрестностях, имеют зоопарковкое происхождение. Пеликанам, аистам, журавлям все же подрезают крылья, либо они содержатся в вольерах с сеткой», — заключил орнитолог.

Как уточнили в Московском зоопарке, птицы живут на пруду и летом и зимой. За счет работы мощных компрессоров в зимнее время там поддерживается незамерзающая полынья. Только представителей наиболее теплолюбивых видов на зиму переводят в закрытые помещения. 

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения