В 1910 году в бывшем особняке купчихи Баженовой на Новинском бульваре в Москве начались строительные работы. Здание XVIII века, чудом уцелевшее во время московского пожара 1812 года, было реконструировано и оснащено всеми благами цивилизации, включая водопровод, телефон и газоснабжение. Его новым владельцем стал главный оперный певец Российской империи Федор Шаляпин, поселившийся здесь со своей первой женой и детьми.
Уютное поместье
Новое семейное гнездо было весьма просторным. Помимо спален, столовой и ванных комнат в доме были обустроены кабинет, бильярдная, Белая зала для репетиций и Зеленая гостиная. Именно в этой гостиной Шаляпин хранил дорогие сердцу вещи: портрет отца, фотографию своего учителя по вокалу Дмитрия Усатова, бюст Александра Пушкина. Впоследствии на стенах Зеленой гостиной появились картины известных художников того времени — от театральных иллюстраторов Бенуа и Бакста до живописцев Коровина и Врубеля.
Но любимым местом в доме для Федора Шаляпина стала бильярдная — он прекрасно освоил эту игру и приглашал посоревноваться в мастерстве Владимира Маяковского, Александра Куприна и других своих знакомых. «Обставлен был наш особняк просто, но добротно; его главным украшением служила библиотека отца, подобранная в основном А. М. Горьким. Роскошью в нашем доме был бильярд, купленный моей матерью для отца, который увлекался этой игрой», — вспоминала дочь Шаляпина Ирина.
Особую страсть певец питал к обустройству большого сада возле особняка. Он лично выбирал растения и цветы, которые нужно посадить: кусты сирени и жасмина, липовые деревья. В глубине сада Шаляпин решил установить беседку, где летом принимал гостей и чаевничал со своей семьей.
Итальянская муза
Инициатором покупки особняка в Москве выступила жена певца. С Шаляпиным итальянка Иола Торнаги, считавшаяся одной из самых талантливых европейских балерин, познакомилась в Нижнем Новгороде, куда приехала на гастроли. Влюбленный певец добивался внимания своей музы самыми оригинальными способами: то пытался накормить простудившуюся балерину целой кастрюлей горячего бульона, то во время репетиции оперы «Евгений Онегин» изменил слова: «Онегин, я клянусь на шпаге: безумно я люблю Торнаги!».
Они поженились в 1898 году. После свадьбы Иола завершила карьеру и посвятила себя детям (у пары родились три сына и три дочери, но первый и сыновей умер в четырехлетнем возрасте) и семейному очагу — Шаляпин называл ее ангелом-хранителем дома. Знакомые певца вспоминали, что Иола имела на него огромное влияние. Будучи до крайности самолюбивым, музыкант воспринимал критику только из ее уст и сам нередко обращался к супруге за профессиональным советом.
Дети Федора Шаляпина и Иолы Торнаги унаследовали творческую натуру родителей. Например, Борис Шаляпин стал художником и создавал портреты для журнала Time, включая изображение Юрия Гагарина для номера за 1961 год. Младший сын Федор избрал актерскую стезю и снимался в голливудских фильмах.
Московское наследие
Иола Торнаги была не единственной возлюбленной Федора Шаляпина. Певец также завел роман с Марией Петцольд, которую он встретил в 1906 году. Она перебралась в квартиру Шаляпина в Петербурге и с 1910-го по 1921 год родила исполнителю трех дочерей. Несмотря на появление второй семьи и жизнь на два дома, брак Федора Шаляпина с Иолой Торнаги был расторгнут только в 1927 году, через пять лет после эмиграции певца из СССР.
За границу Федор Иванович отправился вместе со второй женой, тогда как Иола почти всю оставшуюся жизнь провела в их московском доме. Еще в 1918 году особняк был национализирован и переоборудован под коммунальные квартиры. В одной из них и жила бывшая итальянская балерина с дочерью Ириной (остальные дети певца эмигрировали в 1920-х).
В Италию Иола Торнаги вернулась только в 1960-х. Она отправилась в Рим где жил ее сын Федор. Там первая жена Шаляпина и скончалась в 1965 году. Незадолго до отъезда Торнаги предложила сделать из особняка музей Федора Шаляпина. Так в итоге и вышло: коммуналки расселили в конце 1970-х, а ветхий дом едва не снесли во время подготовки к Олимпиаде-80, но его удалось отстоять. В 1988 году в отреставрированном особняке открылся дом-музей Федора Ивановича Шаляпина.
Помимо предметов мебели, принадлежавших семье Шаляпина, в коллекции музея собраны сценические костюмы и личные вещи оперного певца и аудиозаписи его выступлений. В дополнение к основной экспозиции в музее разместили картины из собрания дворянского рода Лобановых-Ростовских с изображениями театральных декораций и костюмов.
Загородная жизнь
Федор Шаляпин любил проводить время за городом. В 1914 году в селе Хмельницы, расположенном неподалеку от Плёса, для семьи певца был возведен особняк с мезонином и террасой, однако сперва из-за начавшейся Первой мировой войны, а затем по причине эмиграции Шаляпин так никогда и не побывал на этой даче.
Впрочем, Плёс он любил и так — Шаляпин бывал в волжском городке и окрестностях в 1910 году, когда готовился к исполнению роли Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского. По одной из версий, певец мечтал побывать в местах, связанных с событиями Смутного времени, а заодно увидеть своими глазами пейзажи с картин Исаака Левитана, творчество которого он высоко ценил.
В той поездке Шаляпин принял решение купить заброшенную усадьбу под новую дачу, но из-за плотного графика выступлений и гастролей поручил контроль над строительством своим знакомым, жившим в соседнем имении. Работы завершились спустя четыре года, однако не только сам Шаляпин, но и его близкие не посещали этот дом. В теплое время года они отправлялись в Ратухино — имение в Ярославской губернии, выкупленное еще в 1905 году. Там Федор Шаляпин вместе с дочерью Ириной сам высадил липовую аллею.
Самая южная дача Шаляпина находилась в Кисловодске, где певец часто бывал с конца XIX века. Он планировал построить собственную дачу на популярном в те времена курорте, но в итоге снимал жилье. В приметном особняке в стиле модерн, построенном в 1903-м, Федор Иванович жил в 1917 году. Шаляпин любил выходить на балкон и исполнять арии перед восторженными местными жителями, собиравшимися под окнами. Теперь здесь находится еще один дом-музей певца.