Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Почему посмотреть на это здание едут со всей России: какие сокровища оно хранит, а что — навсегда утрачено

29 ноября 2023Обсудить
Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Усадьба Быково

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Как много здесь архитектурных утрат, но то, что сохранилось, пленяет взор и восхищает, и в первую очередь церковь — подлинный шедевр русского искусства. Несмотря на небольшой размер, она кажется грандиозной, поражая готическим нарядом с острыми иглами пинаклей и шпилей, пронзающих небо.

Парк, созданный с чутким пониманием гармонии рукотворного и натурального, из-за многолетней запущенности кажется особенно сентиментальным, проникнутым ностальгией по минувшим эпохам. Его планировка — прихотливая паутина, вобравшая в себя как природные компоненты (реку и зеркала прудов), так и исчезнувшие ныне парковые диковины…

В начале XVII столетия Быково числилось в Дворцовом приказе, на средства которого здесь была построена церковь Рождества Христова. Указом Петра I село пожаловано ростовскому воеводе Иллариону Воронцову, а после государственного переворота в 1762 году отдано Екатериной II камергеру Михаилу Михайловичу Измайлову (1722–1800). Земельные угодья сельца с деревней Коломец и пустошами составили 1842 дес. 1148 саж., что в современной мере исчисления эквивалентно примерно 2000 га. По ревизии, населения мужского пола — 325 душ.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Владимирская церковь в усадьбе Быково

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Судьба благоволила к Михаилу Михайловичу, он находился в фаворе и уверенно продвигался по службе: при Елизавете Петровне — камергер, при Петре III — генерал-майор, при Екатерине II — действительный тайный советник, при Павле I — московский гражданский губернатор. С 1768-го по 1795-й год Измайлов занимал ответственный пост начальника Экспедиции Кремлевского строения и на протяжении своей многолетней деятельности был связан с корифеями русской архитектуры Василием Баженовым и Матвеем Казаковым.

Измайлов был женат на троюродной сестре государыни Елизаветы Петровны — Марии Александровне Нарышкиной (1730–1780), брак упрочил положение при дворе, принес еще большее благосостояние, но не позволил сенатору познать отцовство, союз оказался бездетным. Супруга умерла безвременно, хотя и в летах. Вероятно, владелец, пожелал увековечить ее имя в названии сельца, ставшее по большей части именоваться Быково, Марьино тож, а также в названии церкви, которую намеревался соорудить в честь покровительницы почившей — Марии Египетской.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

1. Дворец
2. Церковь
3. Беседка
4. Остатки оранжереи
5. Следы фундамента эрмитажа
6. Следы фундамента грота

16 октября 1775 года, еще до кончины супруги, Быково посетила Екатерина II. Запись об этом событии сохранилась в камер-фурьерском журнале: «По прибытии в помянутое село Быково, по полудни во втором часу, Ея Императорское Величество встретили Его Высокопревосходительство Михайло Михайлович Измайлов с супругою, при пушечной пальбе, и препровождали в покои, где Ея Величество и изволили кушать со всеми находящимися в свите персонами; всех заседало 24…».

Пробыв в имении своего подданного около двух часов, императрица вернулась в Москву, но ликование владельцев после ее посещения еще долго витало под сводами господского дома, и позднее в память о визите венценосной особы в саду появился каменный обелиск.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

По мнению искусствоведа М. А. Ильина, к концу 80-х годов XVIII столетия в усадьбе уже сложился архитектурный ансамбль, к созданию которого был привлечен подчиненный Измайлова — В. И. Баженов, хотя документально этот факт остается неподтвержденным.

Он пишет в своей книге, посвященной архитектору: «Прежде чем приступить к проекту, Баженов приехал в Быково, чтобы на месте решить, как и что строить. Перед ним открылся один из красивейших подмосковных пейзажей.

Покатый холм сбегал к небольшой речке. За ней зеленели широкие луга, среди которых змеилась серебристая лента Москвы-реки. За Москвой-рекой на холмистом берегу там и здесь виднелись сельские белые церкви с высокими колокольнями.

В первую очередь надо было как-то подчеркнуть приволье, свободу всего пейзажа; построить белые здания, чтобы они перекликались с белыми церквами, видными на горизонте, чтобы здесь легко было жить и дышать, любуясь природой».

Усадебные постройки были развернуты вдоль реки: каменный господский дом и два флигеля располагались по одной стороне овального курдонера, чуть поодаль высилась церковь. Парадное ядро охватывал живописный парк с водоемами, украшенный павильонами и скульптурой.

Но прежде чем приступить к постройке нового храма, Измайлов занимался ремонтом существующего — Рождества Христова. Сама церковь была еще крепка, а вот колокольня просела и грозила обрушением.

Владелец имения хлопочет перед епископом Московским и Калужским Амвросием о перестройке аварийной звонницы; затем о поновлении икон и алтарной преграды; позднее субсидирует ремонт кровли; а в 1783 году подает прошение митрополиту Платону «о дозволении сделать имевшийся Христорождественский храм двухэтажным», с престолом прп. Марии Египетской в верхней холодной церкви.

Дозволение было получено, вот только вопреки желанию вкладчика после завершения отделки храм во втором этаже был освящен во имя Владимирской Богоматери.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Владимирская церковь. Вид на главный иконостас. ГНИМА им. А.В. Щусева

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Сведения из архивного массива фонда «Московской духовной консистории» ЦГА г. Москвы о датировках быковской церкви порой являются косвенными, но из выявленных документов можно сделать вывод, что нижний храм окончен работой и освящен в 1783 году, а верхний — в 1788 году. Авторство постройки по-прежнему спорно, существуют три гипотезы: В. Баженов, М. Казаков и последовательная двухэтапная работа зодчих в период строительства.

Веские доводы в пользу последней версии озвучила А. Г. Борис: «Передача именно Казакову работы, начатой Баженовым, вполне логична для ситуации, сложившейся для этих зодчих в 80-е годы XVIII века Баженов впал в немилость у Екатерины II и был отстранен от возведения дворца в Царицыне.

Маловероятно, что при таких условиях Баженов смог бы продолжить работу над сооружением церкви в усадьбе Измайлова, начальника Экспедиции Кремлевского строения, — такая открытая поддержка опального зодчего могла повредить ему самому.

Еще менее вероятно, что Измайлов, имевший возможность выбрать для продолжения работы лучшего архитектора Москвы, мог обратиться к кому-нибудь, кроме Казакова, уже завоевавшего авторитет. Кроме того, кандидатура Казакова была идеальной и с точки зрения придворной дипломатии: он был в милости у двора, и именно ему было поручено продолжить строительство, отнятое у Баженова».

Владимирская церковь, южный фасад. Фото 1931 г. ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Если сравнивать «баженовский замысел с осуществленным вариантом, становится понятна доля творческого участия Казакова, который придумал замечательную лестницу на два всхода и изменил форму колоколен. При этом предложенная Баженовым структура постройки, форма и завершение основного объема остались неизменными».

Белокаменная церковь Владимирской иконы Божией Матери в стиле псевдоготики, сочетающая черты русской архитектуры с новаторскими решениями и элементами западноевропейских образцов, кажется фантастически причудливой. Традиционная схема «кораблем» здесь усовершенствована: парные колокольни поднялись не над притвором, а по углам трапезной, формируя развитой западный фасад.

Примыкающая к нему во втором этаже с грациозными изгибами двухмаршевая лестница не только обогащает общую структуру, но и привносит в облик здания торжественное звучание.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Вид на колокольню и Владимирскую церковь с запада. Фото 1931 г. ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Впечатляют и объемы постройки, в особенности овального в плане храма, перекрытого купольной кровлей с ложносветовой ротондой и увенчанного в совокупности девятью шпилями.

По мнению искусствоведа А. Н. Яковлева, одним из прототипов для центрального объема мог послужить Кордуанский маяк на Атлантическом побережье Франции, до его переделки в 1780–1790-годы, с кардинальным изменением завершения.

За время своего существования храм в Быково перестраивался лишь однажды, в 1839 году архитектором И. Т. Таманским была полностью переложена трехнефная трапезная, экстерьер которой привели в соответствие с существующими формами.

Отдельно стоящая колокольня 1884 года, составляющая с храмом гармоничный ансамбль, принадлежит замыслу зодчего Д. А. Гущина. Она сооружена на средства владельца имения и церковного старосты Николая Ивановича Ильина и прихожан.

В 1797 году М. М. Измайлов «за старостию и слабостию здоровья» подал в отставку. Его состояние и недвижимое имущество отошли воспитанницам — дочерям младшего брата Ивана Михайловича, скончавшегося в 1787 году, Авдотье (1780–1850) и Ирине (1768–1848), по воле дядюшки получившим разностороннее образование.

Авдотья, или Евдокия, прозванная в свете Nokturne и Princesse Minuit, по принуждению вышедшая замуж за князя С. М. Голицына, порвала с ним и жила в Санкт-Петербурге отдельно, где завела литературный салон, завсегдатаями которого был весь цвет русской поэзии и прозы, художники, люди науки. Ее ум и красоту воспели в восторженной лирике Пушкин, Вяземский и Жуковский. Окруженная поклонниками и почитателями, но так и не получившая развод, Авдотья Ивановна, не имела возможности еще раз связать себя узами брака и иметь детей.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Ирина Ивановна Воронцова и Евдокия Ивановна Голицына

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

На долю старшей сестры Ирины, которой досталось Марьино, выпало чуть больше семейного счастья. Она вышла замуж за члена Государственного совета, обер-церемонимейстера и действительного тайного советника Иллариона Ивановича Воронцова (1760–1790), который скончался в 30-летнем возрасте, в год рождения их единственного сына, графа Ивана Илларионовича.

Из-за слабого здоровья ребенка графиня была вынуждена сменить климат и провела несколько лет в Италии, где много путешествовала вместе со своей сестрой Авдотьей. В отличие от нее имела репутацию кроткой, практичной и уравновешенной дамы.

Вернувшись на родину, графиня И. И. Воронцова занималась решением имущественных дел сына и, благодаря умелому управлению хозяйством и имениями, способствовала увеличению его состояния.

«Она пользовалась особенным расположением своей тетки по мужу, известной княгини Екатерины Романовны Дашковой, и когда та, поссорившись со своей дочерью Щербининой, вознамерилась лишить ее наследства, выбор ее остановился на сыне графини Ирины Ивановны Воронцовой. Последняя приняла это предложение за несовершеннолетнего еще сына, к которому и перешло имя Дашкова, вместе с большей частью населенных имений княгини Дашковой».

Под старость графиня совершенно оглохла и редко принимала гостей, проживая в доме сына в Петербурге на Дворцовой набережной, где занимала отдельный этаж.

Дипломат и действительный тайный советник Иван Илларионович Воронцов-Дашков (1790–1854) стал следующим владельцем подмосковного поместья, он состоял в браке с Александрой Кирилловной (1817–1856) — дочерью члена Государственного совета и обер-гофмейстера Кирилла Александровича Нарышкина.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Центральная часть паркового фасада господского дома. ГНИМА им. А.В. Щусева

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

С его именем связана строительная деятельность в имении Марьино села Быково. Как уже упоминалось выше, по его велению в 1839 году перестроена трапезная Владимирской церкви, а в 1843 году граф И. И. Воронцов-Дашков поручает швейцарскому архитектору, обосновавшемуся в России, Бернхарду Симону (Бернар де Симон) обновить довольно запущенное имение, что в 30 верстах от Москвы. Швейцарец заменил старый барский дом ренессансным «замком» с башней.

Искусствовед Борис Бочарников пишет в своей статье: «Сопоставление источников дает нам право опровергнуть устоявшееся в литературе суждение о датировке здания дворца 1856 годом. Как мы можем судить по картине Д. Э. Хагена 1853 года, ныне находящейся в собрании Раменского музея, в начале 1850-х годов ансамбль усадьбы уже был в значительной степени перестроен за исключением оранжерей, измененных позднее. Хранящийся в ГНИМА им. А. В. Щусева альбом проектных чертежей Бернхарда Симона, в полной мере сохранившийся до наших дней, по водяным знакам бумаги датируется 1851 годом, что может считаться датой окончания основных работ в усадьбе».

В искусствознании советского периода считалось, что от «баженовского» здания сохранились только пандусы въезда, ограниченные белокаменной балюстрадой. Реставрационные работы 1970 — нач. 1980-х, проводимые под руководством арх. И. Аникиной, выявили, что господский дом заключает в себе подвальный этаж и часть стен, оставшихся от предшественника.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Роскошный по архитектуре дом-дворец занимает вершину холма. От его главного входа расходятся боковые пандусы въездов с плавно очерченными линиями балюстрад; в парк, разбитый уступами, спускается парадная лестница. С окружающим ландшафтом постройку объединяют балконы и террасы, среди которых главенствующая роль отведена большой каменной террасе ломаного абриса со стороны парка. Она обрывается к реке долгим и пологим скатом, по сторонам которого расступается пейзажный парк.

Прямоугольный в принципе план здания усложнен боковыми ризалитами и торцевыми выступами, один из которых надстроен эффектной башней с курантами. В центр здания, выделенный на фасадах портиком кариатид и граненым эркером со стороны двора, вписан двусветный овальный вестибюль.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Плафон вестибюля дворца

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Великолепный плафон с тонкой орнаментальной лепкой украшает его потолок. В здании, которое десятилетиями эксплуатировалось непрофильными организациями, чудом сохранились великолепные интерьеры.

«Основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой хорошо была видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея „черных роз“, спускавшаяся от восточного фасада дворца, от двери из ванной графини к пристани на большом пруду. Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающей с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х гг.».

Кабинет графини

Портал из кабинета графини в голубую гостиную

Салон, или голубая гостиная

1 из 3

Кабинет графини

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Мужская половина дома, вмещавшая библиотеку, кабинет и бильярдную, отличалась более сдержанной отделкой. «Супружеские» части дома объединялись так называемой голубой гостиной или музыкальным залом с выходом на большую террасу.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Илларион Иванович Воронцов-Дашков. Фото Бергамаско К. И., 1876 г. (?). ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына»

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Имение и далее переходило по родственной линии, его унаследовал Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837–1916). Он родился в Санкт-Петербурге, получил отличное домашнее образование, и в 1855 году поступил в Московский университет, но уже через год оставил учебу и был зачислен вольноопределяющимся в лейб-гвардию Конного полка.

Через пару лет он в чине корнета проявляет себя в боевых действиях на Кавказе и получает звание флигель-адъютанта великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. При дворе его не любят.

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминал: «Появление Воронцова в близком кругу Цесаревича внушало многим скорее неудовольствие, и злоречие не щадило его. Его мерили на свой аршин и сильно ошибались.

Несомненно, однако же, что сближение между Цесаревичем и Воронцовым установилось раз и навсегда и уже не подвергалось колебаниям».

Вопреки злопыхателям, Воронцов стал одним из доверенных лиц наследника, его ближайшим личным другом. Дальнейшая его биография связана с театром военных действий в Туркестане и на русско-турецком фронте 1877–1878 годов.

1881 год становится для Воронцова-Дашкова знаменательным: после убийства Александра II он один из основателей и активных участников монархической организации «Священная дружина». Назначен начальником охраны императора Александра III, главноуправляющим государственным коннозаводством; министром Императорского Двора и Уделов, канцлером Капитула российских императорских и царских орденов.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков. 1911 г.

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

По данным «Извлечений из описаний помещичьих имений», с. Марьино с деревнями — графа Илар. Иван. Воронцова-Дашкова. Крестьян — 968, число дворов — 350, число оброчных тягол — 660. Земли в десятинах: усадебной — 190, пахотной — 899, сенокосу — 843,5, итого удобной и неудобной — 1932,5.

Всего же в совместной собственности генерала-адъютанта с супругой Елизаветой Андреевной, урожденной Шувалвой (1845–1924) числилось около 485 000 десятин земли. Они владели «маслобойнями, крахмальным, винокуренными, лесопильным, железоделательным и проволочно-гвоздильным заводами, суконной фабрикой», а также Ново-Томниковским и Тепловским конными заводами, недвижимостью, в числе которой дворцы в Алупке и усадьба Андреевское.

Граф совмещал посты Главного управляющего государственными конными заводами и Вице-Президента императорского Санкт-Петербургского Общества поощрения рысистого коннозаводства, считаясь непререкаемым авторитетом в данной области хозяйства.

Вероятно, этот почетный род деятельности и был отражен на аттике усадебного дома в виде барельефов конских голов по сторонам фамильного герба с девизом на латыни «Верность всегда непоколебима».

В 1874 году у И. И. Воронцова-Дашкова имение приобрел инженер-путеец и совладелец Московско-Рязанской железной дороги Николай Иванович Ильин (1837–1907). Его сын Андрей (1872–1928) стал одним из зачинателей изучения Подмосковья. Страстный фотограф, он оставил богатую фотолетопись достопримечательностей в окрестностях Москвы. Нередко в путешествиях его сопровождал сын Михаил (1903–1981), впоследствии известный искусствовед, автор многих исследований по русской архитектуре.

В конце XIX столетия, в новых экономических условиях, если частновладельческое хозяйство не приносило стабильный доход, содержание большого имения представлялось обременительным. Н. И. Ильин был вынужден заложить имение в Московском земельном банке. В 1891 году сентября 4-го дня нижеподписавшийся инженер полковник Николай Иванович Ильин получил из Московского Земельного банка ссуду по номинальной цене закладных листов сто тысяч рублей.

«В обеспечение сего долга по этой ссуде, впредь до погашения его со всеми причитающимися Банку платежами, я отдаю сему Банку в залог принадлежащее мне недвижимое имение, состоящее Московской губернии Бронницкого уезда при селе Марьино, Быково тож и деревни.

Означенное в залоговом свидетельстве старшего нотариуса Московского окружного суда от 19 июня 1891 года за № 1379, в этом имении, как значится в сем свидетельстве, состоит земли всего одиннадцать тысяч восемнадцать десятин».

Чтобы поправить финансовое положение, в начале XX столетия отец и сын Ильины продали часть своих земель, а часть сдавали в аренду под дачные участки.

Сведения земских Управ о количестве и доходности владений потомственных и личных дворян показывают разделение земельного фонда имения при Ильиных, конечная дата дела 31.08.1910 г.:
Ильина Екатерина Андреевна вдова инженер-полковника с. Марьино-Быково: земли 734 дес. 1569,2 саж.; Ильин Андрей Николаевич, потомственный дворянин с. Марьино-Быково: 68 дес. 247 саж.

В надвигающейся революционной грозе, желая оградить имение от возможных рисков, Екатерина Андреевна Ильина ежегодно с 1909-го по 1914-й год страховала имение в обществе «Якорь». До национализации усадьбы оставалось три года, после чего Марьино повторило участь многих разоренных дворянских гнезд.

Религиозная община Владимирской церкви была зарегистрирована в органах НКВД и на законных основаниях пользовалась культовым зданием, но в 1937 году церковнослужители были арестованы и расстреляны, после чего храм закрыли.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Усадьбу передали детскому дому. Мемуарист и издатель Петр Петрович Перцов оставил описание воронцовского особняка в своих «Экскурсиях»: «Дворец обращен в настоящее время в „дом детей красноармейцев“; для осмотра открыты лишь залы нижнего этажа <…>.

Из главного входа попадаем в круглый вестибюль, откуда вьется лестница в верхний этаж; здесь обращают на себя внимание лепной потолок и узорный чугунный фонарь, свешивающийся с него на цепях.

Комната направо — библиотека, где еще сохранилось в прекрасных ампирных шкапах обширное собрание преимущественно иностранных книг <…>.

В следующей комнате стены были отделаны резным деревом с панно (простенками) из красной кожи (сильно повреждены).

Налево от вестибюля большая столовая, отделанная в стиле старинных обеденных зал готических замков — с резными деревянными плинтусами (нижними частями стен), огромным средневекового типа камином и резными шкафами, украшенными гербами владельца; три хрустальных люстры спускаются с потолка…».

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Библиотека

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Великолепной оправой для изысканного архитектурного ансамбля служило его природное окружение, подчиненное замыслу конца 70-х гг., по другим сведениям — 80-х гг. XVIII столетия. По данным Е. П. Щукиной, это произошло «одновременно с перепланировкой усадьбы и новым строительством».

Заболоченное Баклаково озеро, носившее в старину название «Петрищевы лужи», расчистили и включили промежуточным звеном в сложную гидросистему между реками Вереей и Москвой.

После земляных работ ложе озера превратилось в продолговатый 2,5-километровый проточный водоем (р. Быковку), с выровненной и облагороженной береговой линией. Водная система усадьбы дополняется тремя искусственными прудами: два из них можно видеть и сегодня, а на месте третьего, находившегося напротив дома, позднее устроили партер.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Павильон Эрмитаж. Фото начало XX в. ГНИМА им. А. В. Щусева

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

В зеркальную гладь одного из водоемов когда то смотрелся французский павильон «Эрмитаж»*, с расположенной вблизи белокаменной лестницей-пристанью, украшенной декоративными вазонами и скульптурой.

* Владимирская церковь, «Эрмитаж» и беседка на острове, по мнению искусствоведов, принадлежат замыслу архитектора Василия Баженова.

Он представлял собой почти круглое в плане двухэтажное здание, перекрытое куполом. Фасады по высоте членили пилястры ионического ордера, по фризу пролегали грациозные гирлянды. Эрмитаж служил домашним театром или павильоном для музицирования, вошедших к тому времени в большую моду.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Беседка на острове. Фото А.Т. Лебедев, 1933 г. ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля»

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор
Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

В парке были и другие, ныне утраченные затеи: валунный грот, декоративный обелиск, отмечавший посещение имения Екатериной II в октябре 1775 года, мостик, переброшенный на остров, на котором и сохранилась единственная из малых форм, совершенная по пропорциям беседка-ротонда «Трех философов», или «Храм Цереры». Отражаясь в застывшей воде, проглядывая сквозь резную сень листвы, она является бесконечно притягательным зрелищем, однако со временем растительность вокруг миловиды загустела и стала препятствовать ее обзору.

Парк усадьбы с панорамным построением композиции, ввиду его расположения вдоль речного берега, за счет декоративных аллейных, групповых, единичных и многоствольных посадок деревьев, а также живописно спланированной структуры получил чрезвычайно развитое внутреннее пространство, сочетающее небольшую регулярную часть с пейзажным массивом.

Древесная палитра парка Быково насчитывала 13 видов местной флоры и 26 экзотов: дуб, липа, вяз гладкий, береза плакучая, клен татарский, туя западная, лиственницы европейская и сибирская, пихта сибирская, ель колючая голубая, тополь душистый, рябина гибридная и др.

Дом-усадьба с кариатидами в Быково: история и подробный архитектурный разбор

Владимирская церковь. Общий вид с юго-запада. Фото А.А. Александров, 1964 г. ГНИМА им. А.В. Щусева

Источник:

из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России»

Последний характеризуется свободно проложенной дорожно-тропиночной сетью, оплетавшей постройки и водоемы и постепенно угасавшей к периферии. Служебные и хозяйственные сооружения с кузницей, конюшней и людскими, оранжерейный комплекс с «теплицами» для вишен и ананасов, швейцарская ферма с сыроварней не оставили следов, будто бы их никогда не было…

Печально взирают с высоты на окрестности, на изменившиеся за рекой дали, обнаженные кариатиды паркового портика дворца. Изящно поднятыми над головой руками, не взирая на холод и зной, они грациозно несут свою тяжелую ношу — балкон.

Много лет в заброшенном состоянии, с огромным провалом в центральном куполе стояла уникальная Владимирская церковь. Ее реставрация растянулась более чем на 20 лет, храм, переданный верующим, был восстановлен из руин.

Теперь по стечению роковых обстоятельств, пришел черед забвения воронцовского особняка, служившего после детского дома, с 1930-х гг., домом отдыха им. Шмидта, а с 1970-х по 2020-е годы туберкулезным санаторием № 5 Мосгорздравотдела.

Историческое здание, пришедшее в ветхое состояние, остро нуждается в противоаварийных мероприятиях и находится в ожидании крупного инвестора.

Отрывок из книги Натальи Бондаревой «Усадьбы России. От имений средней руки до парадных резиденций». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2024.

Читайте книгу целиком

«Усадьбы России» — это издание, посвященное архитектурному и культурному наследию нашей страны. Автор книги Наталья Бондарева увлекательно повествует об истории как популярных, так и малоизвестных дворянских гнезд, расположенных в Подмосковье и других регионах Центральной России. Издание богато иллюстрировано авторскими снимками и старинными фотографиями из музейных и архивных коллекций. Многие сведения, документы и изображения публикуются впервые.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения