В середине прошлого века столичные инженеры переместили с места на место семь десятков крупных домов. Это было сделано из экономии ресурсов. Город активно рос, население увеличивалось, проспекты становились шире, требовалось больше проездов и путепроводов. Расселять дома было дорого, поэтому было решено аккуратно сдвигать их на другое место.
Реализовать проект взялся метростроевец Эммануил Гендель. В 1936 году даже открыли специальную контору — «Трест по передвижке и разборке зданий». Городской портал MSK1.RU
Мэрия Москвы на Тверской
Здание переехало на свое нынешнее место в 1940 году. До этого дом выступал за красную линию, отделявшую общественные территории от частных земельных участков — пришлось подвинуть его на 13 метров. Эта история стала мировым рекордом по перемещению здания — Моссовет переехал за 40 минут со всеми чиновниками в своих кабинетах.
Причем внутри остались самые бесстрашные — немало людей накануне уволились, узнав, что дом намерены передвигать. Всё дело в том, что точный день и время переезда не сообщали, чтобы не вызывать паники, и люди не могли выскочить на улицу и переждать шокирующее событие.
Глазная больница в Мамоновском переулке
Переехала в 1940 году. Это здание не только передвинули с центральной улицы вглубь, но и развернули на 97 градусов. Из-за перепада грунта пришлось построить для него дополнительный первый этаж, на который и водрузили больницу. Все это время внутри шли операции и точность движений хирургов никоим образом не пострадала.
Саввинское подворье
Подворье переехало в 1939 году. И это еще один рекорд! Саввино-Сторожевский мужской монастырь стоял на красной линии и весил 23 тысячи тонн. Для сравнения: самый тяжелый дом в мире, который переехал, двигали в США, и его вес составлял 11 тысяч тонн. Но метростроевцу Эммануилу Генделю и здесь удалось искусство волшебной инженерии.
Роскошное подворье перевезли за ночь на 40 метров вглубь Тверской улицы со скоростью 10 т/ч. Люди внутри ни о чем не догадывались, пока не увидели утром в окнах другой пейзаж.
Пятиэтажка на Садовнической
Здание переехало в 1937-м. Постройка встала на пути реконструкции Краснохолмского моста. Дом был расположен буквой Г, и одна из частей стояла аккурат в том месте, где планировали построить въезд на мост. Решили разрезать дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную подвинуть.
Жильцов не выселяли и даже не отключали инженерные сети: благодаря временным резиновым трубкам в квартирах работали водопровод, электричество, газ, канализация и телефон.
Дом до сих пор стоит на новом месте. Правда, в 1967 году в нем произошел страшный взрыв, унесший жизни 147 человек. Есть версия, что случилось это из-за просадки грунта под зданием.
Жилой дом на Серафимовича, 5/6
Переехал в 1937 году. Здание помешало строительству Большого каменного моста, и его пришлось перевезти аж на 75 метров и поднять на полтора. Жильцов не выселяли. Дом переехал ночью, когда все спали. Старожилы говорят, в одной из квартир осталась нетронутой детская пирамидка из кубиков.
Эту скромную пятиэтажку прославила на всю страну Агния Барто, написав стихотворение «Дом переехал». В нем мальчик Сема приезжает из пионерского лагеря и не находит своего дома на привычном месте.
Сёма шепчет со слезами:
— Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?
МХТ имени Чехова
Театр переехал в 1983 году. Здание разрезали на две части: в одной осталась сцена, во второй — зрительный зал. Сценическую коробку отодвинули на 20 метров, в образовавшемся пространстве построили новую часть здания, что позволило усовершенствовать технику сцены.
Театр стал последним домом-«передвижником» в Москве. Грянула перестройка, и денег на подобные проекты больше не выделяли. Сейчас здания, которые мешают новому строительству, просто сносят.
По материалам