Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

В 1639 году его небольшой отряд достиг Охотского моря, положив начало освоению побережья Дальнего Востока

23 октября 2023Обсудить

В XVII веке российские землепроходцы с невероятной быстротой осваивали обширные пространства Сибири и Дальнего Востока, открывали новые земли, которыми прирастала Россия. Одним из таких людей был казак Иван Юрьевич Москвитин, незаслуженно оказавшийся в тени других первооткрывателей.

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

Памятник Москвитинцам на берегу Охотского моря

Источник:

РГО / YouTube

Загадочный землепроходец

К сожалению, о биографии Ивана Москвитина, особенно его ранних годах, известно крайне мало. Мы не знаем даже, когда и где он родился, хотя фамилия позволяет предположить, что Иван Юрьевич происходил из среды московских служилых людей.

Первое упоминание о Москвитине датируется 1626 годом. В ту пору он служил пешим казаком в Томске. В 1635 году в составе отряда атамана Дмитрия Копылова Иван Москвитин был переведен в Якутск. Видимо, именно тогда он стал ближайшим помощником атамана.

Дмитрий Копылов планировал привести под государеву руку племена, жившие в неизведанных краях к востоку от Якутска, а заодно выяснить, какие богатства есть в их землях. В 1638 году его отряд, преодолевая сопротивление аборигенного населения, прошел по реке Алдан и захватил аманатов (заложников) из местных племен. Они поведали о великом море, лежащем на востоке, а также о богатых пушниной и серебром краях.

Затем Копылов с казаками продолжил путешествие по Алдану — 28 июля 1638 года казаки основали в устье реки Янды Бутальский острог. Вскоре эвенкийский шаман Томкони рассказал Копылову, что к югу от острога, за хребтом, бежит река Чиркол, а низовьях ее стоит серебряная гора Оджал. Томкони утверждал, люди в окрестностях горы живут богато, разводят скот и занимаются хлебопашеством.

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

Бутальский острог просуществовал недолго, а его местоположение долгое время оставалось загадкой. В 1989 году историки пришли к выводу, что он находился возле села Кутана в Алданском районе Якутии. Река Янда сейчас носит название Джанда

Источник:

«Яндекс.Карты»

Чирколом, или Шилкаром местные племена называли Шилку и Амур. Рассказ шамана весьма заинтересовал Копылова, ведь в России в XVII веке еще не было своего серебра, а освоенные территории Сибири не обеспечивали русских поселенцев хлебом. Атаман справедливо рассудил, что если сведения Томкони правдивы, то присоединение к России столь богатых территорий принесет государству большую пользу.

Поход к океану

На поиски серебряных месторождений Копылов снарядил отряд из 30 казаков, во главе которого поставил Ивана Москвитина. Они вышли в путь из Бутальского острога весной 1639 года. Сначала землепроходцы спустились на плоскодонных дощаниках по Алдану до реки Маи, по которой затем добрались к истокам речки Нюдыми. Там они оставили свои суда и, перевалив через хребет Джугджур, по рекам Берекчен, Секча и Уенма вышли к реке Улье. В пути Москвитин узнал, что реку Чиркол, к которой он стремился, называют также Омур.

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

Исследователь Борис Полевой, посвятивший многие годы изучению истории освоения Дальнего Востока, полагал, что Омур — это искаженное слово «Момур», которое произошло от нанайского «Монгму», означающего «большая река». Казаки же превратили этот гидроним в знакомый нам «Амур»

Источник:

piemags via Legion Media

Кроме того, Москвитину удалось уточнить, что гора Оджал находилась во владении одноименного нанайского рода. Этот род также называли одзял, узял, уза. Из него происходил Дерсу Узала — знаменитый проводник исследователя дальнего востока Владимира Арсеньева.

К августу 1639-го усталые москвитинцы добрались до устья Ульи и поставили зимовье на берегу Охотского моря, которое эвены называли Ламой. Здесь казаки стали первыми русскими, увидевшими Тихий океан. До наступления холодов отряд Москвитина совершил вылазку на север к реке, получившей название Охота, и захватил на ее берегах аманатов. Эвены дважды собирали войско, чтобы отбить заложников, но казакам удалось отразить их нападения при помощи огнестрельного оружия и крепких стен зимовья.

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

Маршрут Москвитина до устья Ульи на карте

Источник:

РГО / YouTube

Летом 1640 года отряд Москвитина дошел морем до Амура, но высаживаться на берег землепроходцы не рискнули из-за опасений вступить в неравное противостояние с многочисленными гиляками (нивхами), жившими в этих краях. Москвитин велел идти назад. Зиму казаки провели в устье реки Алдомы, а весной 1641-го вновь перевалили хребет Джугджур и добрались до Якутска, где сдали собранный за время странствий ясак местному воеводе Головину.

Судьба и память

Москвитин не задержался в Якутске. В том же году он с группой верных казаков отправился в Томск. Там Иван Юрьевич доложил об открытых им землях и разведанном пути к великому океану. Он рекомендовал снарядить туда большую экспедицию из 1000 хорошо вооруженных стрельцов.

Дорога к морю: как Иван Москвитин открыл для России Тихий океан

Примерный маршрут прибрежного плавания экспедиции Москвитина на север от устья Ульи

Источник:

РГО / YouTube

В 1645 году землепроходец был вызван в Москву, где также поведал о своих странствиях и был вознагражден — в 1647-м Москвитин вернулся в Томск уже атаманом. О том, как дальше складывалась его жизнь, нам ничего не известно. Но его имя и заслуги не были преданы забвению. Так, в 1972 году на берегу Ульи благодарные потомки поставили памятник казаку Ивану Москвитину и его товарищам — первым русским, вышедшим к берегам Тихого океана. В 2010-х годах монумент был перенесен в Охотск. В 2012 году еще один памятник Москвитину открыли на Шантарских островах.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения