Вековыми традициями были установлены наряды для свадьбы, календарных праздников, важных исторических и государственных событий, похорон и семейных торжеств. Но ведь люди общались не только по особым поводам и праздникам. Они танцевали на балах, гуляли в парках, делали покупки на рынках и в магазинах, а еще — навещали друг друга.
Почему в XIX веке прийти в гости в уличном платье было верхом неуважения и как выбирали наряды для бала? Рассказывает историк моды, эксперт академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Новый этикет
Начало XIX века прошло под эгидой стиля ампир, который Наполеон Бонапарт распространил по всему Старому Свету. Живопись и литература этой эпохи были достаточно откровенными, а вот поведение в обществе — сдержанным.
Именно в этот период появился новый кодифицированный этикет. Он распространялся не только на манеры, но и на внешний вид. Для каждого события в жизни человека предназначалась особая одежда.
Наряды для визитов
Прийти в гости в уличной одежде считалось крайне неуместным, поэтому в XIX веке придумали особые женские «платья для визитов». Если наряды для прогулок могли быть яркими, демонстрировать статус и уровень дохода владелицы, то платья для визитов были лишены изысканной отделки. Их шили из неярких тканей со сдержанным орнаментом или вовсе без него. И, конечно же, такие наряды были более закрытыми, чем бальные.
Платье для визита включало в себя корсаж, нижнюю рубашку, а также юбки, каркасы и турнюры по моде десятилетия.
Обязательный аксессуар для женщины — шляпка, которая должна была соответствовать стилистике платья. Шляпки из тех же материалов, что и основной наряд, считались признаком истинного стиля. Обильно украшенные шляпки выдавали дурной вкус и щегольство, а отсутствие шляпки — неуважение к хозяину дома. Женщинам дозволялось снимать шляпку, если они оставались в гостях на обед или ранний ужин либо просто решили подзадержаться.
Еще одним важным аксессуаром были перчатки. Приходить в гости стоило только в них, ведь в дом попадаете с улицы, где появляться без перчаток — неприлично. Снять перчатки разрешалось, только зайдя в дом. Если же хозяин устраивал бал, то перчатки надлежало оставить и находиться в них вплоть до возвращения домой. Также женщинам полагалось иметь с собой небольшую сумочку.
Мужские правила
Что касалось мужчин, то им было дозволено больше. Например, приходить в гости в уличном костюме — главное, чтобы рубашка была свежей.
В отличие от женщин, мужчины сразу снимали шляпу, входя в дом. С перчатками дела тоже обстояли проще: их всегда нужно было снимать в гостях, вне зависимости от ситуации.
Платье скромницы
Вариантов повседневных платьев для визитов было множество, но лишь у замужних дам. Фасоны же платьев для девушек мало чем отличались друг от друга. И в целом по правилам этикета незамужние девушки должны были выглядеть скромно, мало разговаривать и ни в коем случае не смеяться в присутствии старших, тем более мужчин.
Платье для визитов в этом случае было очень сдержанным, но отвечало актуальной моде. Оно полностью закрывало грудь и все места, которые могли бы будоражить мужские сердца: локти, плечи, а частично и шею.
Такой наряд можно считать переходным платьем, которое содержало в себе элементы одеяния и девочки, и состоявшейся женщины. Для украшения девушкам дозволялось использовать в наряде кружево и атласные ленты, но запрещались пайетки и вышивки с бисером: это считалось вульгарным.
Званые ужины
Если хозяин звал к себе в гости на званый ужин, это отличалось от будничных визитов. Правила менялись, и женщины стремились облачиться в свои лучшие платья, расшитые бисером и стеклярусом. В ход шли перья и лайковые перчатки.
При этом расцветка нарядов оставалась сдержанной. У замужних женщин в почете были темные и глубокие оттенки синего, зеленого, фиолетового, а девушки выбирали пастельные оттенки розового, лилового и голубого.
Мужчины надевали на званый ужин лучшие костюмы и фраки, начищали ботинки до блеска, тщательно выбирали платки и галстуки.
Бальная роскошь
Даже наряды для званых ужинов меркли по сравнению с тем, что надевали гости, приглашенные на бал. В ход шли дорогие и роскошные ткани, самые изысканные украшения и аксессуары. Платья становились ярче, а прически — выше и намного сложнее.
Мужчины дополняли свой образ изысканными драгоценными аксессуарами: карманными часами, запонками и заколками для галстуков.
Эстетика XIX века в кино
Этикет усложнял жизнь людей, но в то же время делал ее более яркой, наполненной событиями и переживаниями. Чтобы понять эти переживания и окунуться в атмосферу XIX столетия, мы можем обратиться к искусству — например, к кинематографу.
Особенно полно и достоверно эстетику эпохи изображает современный режиссер Джо Райт. Самые яркие его работы — фильм «Гордость и предубеждение» (2005) по известному роману, а также лента «Наполеон», которая выйдет в широкий прокат в конце 2023 года. Также можно отметить картины «Эмма» (2020), «Вдали от обезумевшей толпы» (2015) и «Джейн Остин» (2006).
Благодаря хорошей режиссуре и талантливой работе художников по костюмам эти фильмы позволяют прикоснуться к удивительному миру прошлого.