Любая советская женщина хотела заполучить самый актуальный фасон платья, но раздобыть его было трудно. Проблема была еще в том, что разобраться в моде было практически невозможно — журналы мод не баловали разнообразием моделей. Однако спасением стал кинематограф. Женщины не один раз ходили смотреть фильмы, чтобы сделать зарисовки понравившихся платьев и отнести их в ателье.
Как шикарные образы советских кинодив влияли на моду в СССР, рассказывает историк моды, эксперт академии Pentaschool Иван Шуринов.
Несмотря на то, что в Советском Союзе существовал регламент на внешний вид граждан, в кино все же была некая вольность. Актрисы в заглавных ролях блистали в лучших творениях художников по костюмам. Настоящими хитами стали новогодние киноленты.
Главные героини фильмов помогли сформировать образ идеальной советской женщины: не только ударница труда, «комсомолка» или «спортсменка», но и, конечно же, «просто красавица».
Любовь Орлова в фильме «Весна» (1947)
Открывает наш дайджест «русская Марлен Дитрих» Любовь Орлова. Ее мужской пиджак поверх лаконичного платья в фильме «Весна» выглядит так, словно опередил время.
Кинолента рассказывает о послевоенных годах, когда женщинам пришлось взять на себя мужские обязанности. При этом брюки решались носить далеко не все, поэтому женщины трудились в платьях и юбке. Однако советские девушки примерили на себя мужской пиджак, который был удобнее блузок и несвободных жакетов. Получившийся образ быстро завоевал популярность, а в 2020-х он вновь оказался на пике моды.
Зиночка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Продолжает наш список экстравагантное розовое платье, разработанное Вячеславом Зайцевым специально для героини Зиночки из легендарного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя кинолента вышла в 1973 году, образы героинь отсылают нас к моделям 60-х, когда на Западе царствовал футуризм и оп-арт.
Зиночка щеголяла и в коротком платье-рубашке, и в шикарном белом брючном костюме, но хитом стало именно ее розовое платье. Нижний слой выполнен в длине мини, что является отсылкой к Твигги и шестидесятым. А вот верхний слой имел длину миди, и это являлось трендом уже 70-х. Белые геометрические окантовки отсылают к творчеству Андре Куррежа и Пьера Кардена.
Надя из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Следующим хитом советской моды стало платье-рубашка, которое было на героине Барбары Брыльской в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Лаконичный образ и простой крой платья горчичного цвета кажутся не совсем праздничными, но элегантными. После выхода фильма швейные производства поставили на поток производство платьев этого фасона. Те, кто не хотел ждать фабричных вещей, шли к портнихам и в ателье.
Кроме того, в киноленте Эльдара Рязанова можно увидеть еще одно эффектное платье — его надела на Новый год Галочка. Длинное в пол с облеганием по фигуре, высоким воротником и рукавами-клеш, оно смотрится сногсшибательно и сейчас. Насыщенный лиловый цвет, лаконичный декор по вороту в сочетании с ультрамодным начесом — настоящий шик.
Людмила Прокофьевна из фильма «Служебный роман» (1977)
Похожий на платье-рубашку фасон — платье-пиджак — можно увидеть в «Служебном романе». Главная героиня, Людмила Прокофьевна, после своего преображения демонстрирует платье-рубашку с клетчатым узором, отложным воротником и крупными белыми пуговицами.
Несмотря на то, что в фильме использовались и другие наряды, для зрительниц платье-пиджак стало хитом и настоящей сенсацией. Героиня Алисы Фрейндлих сподвигла советских женщин обратить внимание на свой внешний вид и доказала, что работа не является помехой стилю и красоте.
Алена Игоревна из фильма «Чародеи» (1982)
Фильм «Чародеи» тоже подарил образ, который пытались скопировать многие женщины. Стиль диско в СССР невозможно представить без красного шелкового платья героини Александры Яковлевой.
За основу этой модели взят фасон платья-рубашки. Его отличительные черты — рукава с буфом и собранным манжетом, волан по центральному раскрытию, отложной поднятый воротник. Это платье оставалось хитом полтора десятилетия.
Вера из фильма «Вокзал для двоих» (1982)
Платье бойкой официантки Веры из «Вокзала для двоих» было по душе девушкам с чувственной натурой. Свободный фасон с запахом и объемными рукавами, пастельная гамма цветочного принта — все это смотрелось женственно и романтично.
Материал этого платья — шифон, который приятен и мягок на ощупь. Но стоило такое платье в пошиве очень дорого, поэтому зрительницы выбирали материал попроще. Хотя текстильная промышленность в то время предлагала небольшой выбор материалов и расцветок, девушки умело создавали желанные модели.
Леночка Крылова из фильма «Карнавальная ночь» (1956)
Но главным хитом СССР не на одно десятилетие были платья героини Леночки Крыловой из новогоднего фильма «Карнавальная ночь». Людмила Гурченко блистала на экранах в платьях, похожих на произведения Кристиана Диора. В них она выглядела утонченно и по-настоящему роскошно.
Черное приталенное платье с пышной юбкой миди и пуговицами по всей длине вызвало взрывной эффект — ателье работали без остановки, чтобы скопировать элегантный наряд. К сожалению, неизвестно, кто создал этот шедевр моды. Судьба платья из фильма прозаична — его съела моль в костюмерной студии «Мосфильма».
Еще одним новогодним хитом стало платье из того же фильма — белое, многослойное из органзы, с блестящими пайетками. Рукав-фонарик, тонкий черный поясок и маленький черный бантик на шее — это было настоящей феерией стиля и женственности.
Многие утверждают, что в Советском Союзе не было моды, но согласиться с этим нельзя. Страна шла по своему пути, и в ней тоже появлялись культовые вещи.