Сэдфишинг — это публикация бьющих на жалость постов в соцсетях, когда люди намеренно выставляют на всеобщее обозрение свои проблемы, несчастья, сложности, пишут об очень личных негативных переживаниях. Сравнительно новый термин образован от слов sad — грустный и fishing — ужение рыбы (а в интернете также — «ужение» личных данных).
В сэдфишинге обычно обвиняют знаменитостей, которые, по мнению других пользователей, специально ловят поклонников на эмоциональный «крючок», чтобы лишний раз привлечь к себе внимание, повысить популярность, нарастить число подписчиков.
Однако «нытьем» в соцсетях занимается и множество обычных людей. Считается, что в основе такого поведения лежит желание вызвать жалость и симпатию, получить поддержку, сочувствие, одобрение. В то же время, «сэдфишер», откровенничая в соцсетях, ставит себя в очень уязвимую позицию — его просьбы о помощи могут быть отвергнуты, он может стать жертвой троллинга.
До сих пор профессиональные психологи не занимались изучением феномена сэдфишинга. Исследователи из Университета штата Техас, статья которых
Ученые привлекли к участию в исследовании 347 добровольцев, которые прошли подробное психологическое тестирование на склонность к сэдфишингу и отношение к этому явлению, а также на характерный для них тип привязанности.
В результате исследователи пришли к выводу, что для сэдфишеров характерен тревожный тип привязанности. Таким людям свойственны неуверенность в себе и страх одиночества — они боятся, что их предадут и бросят.
В то же время, отметили исследователи, у сэдфишинга есть и темная сторона — публикуя бьющие на жалость посты, человек сознательно или подсознательно манипулирует окружающими. Так он, стараясь завести побольше социальных связей, пытается застраховаться от одиночества.