О том, как наполнить хмурые осенние дни яркими впечатлениями, порталу Vokrugsveta.ru рассказал
Ноябрь — это уже даже не бархатный сезон, поэтому самое время перебираться с пляжей в города и менять лень на любопытство к диковинам, которых не встретишь дома. Чередуя прогулки по прохладе с посещением теплых мест, время от времени заходя с улицы в заведения за чашкой кофе или чего покрепче, можно физически и душевно согреться еще больше, чем летом.
Дюймовочка, касимовский Дракула и русско-татарский модерн
Дюймовочка родилась, конечно, не в России, а в Дании. Зато в России она, благодаря уроженке Касимова Анне Васильевне Ганзен, обрела свое имя на русском языке. Дословный перевод с датского «Лизок-с-Вершок» звучал гораздо хуже. Усилиями энтузиаста Анатолия Смирнова дом Ганзен не просто сохраняется, но превратился в «территорию сказок» Ганса Христиана Андерсена. Созданная собственными руками экспозиция на открытом воздухе — площадка для игр по сказкам Андерсена, которые устраивает сам хозяин. В дополнение к этому, 16 ноября в Касимове пройдет День Гарри Поттера. Поэтому в поездку в город можно смело брать с собой детей.
Взрослых же ждут развлечения пожестче. В пригороде Касимова — рабочем посёлке Гусь Железный (один из двух в России городов-Гусей) — усадьба заводчика Баташова. Кто-то дал ему меткое прозвище касимовский Дракула. Так ли это? Он содержал заводы, о методах управления которыми шли темные слухи. Но он создал озеро, посылал к Рождеству клубнику и ананасы из своих теплиц на царский стол, построил самый большой сельский каменный храм в стране, и этот статус до сих пор сохранён.
Сам Касимов — старинный православный город, успевший в течении двухсот с лишним лет побывать центром татарского ханства. Здесь находится самая старая в северной части России мечеть, а ханство оставило отпечаток на всей городской культуре и среде. На Ураза-Байрам русские идут к татарам угощаться мясом, а на Пасху татары идут к русским за куличами.
Восточный колорит сохраняется не только на фасадах бывших купеческих татарских лавок, но также и в архитектуре православного Собора Вознесения Господня, в строительстве которого участвовали татарские мастера. Здания эпохи модерна то тут, то там венчаются силуэтами минаретов, да и современные дизайнерские решения в городе часто несут черты обеих культур. Примечательно, что местные их не особо замечают и удивляются, когда на это обращают внимание гости города.
С минарета, на который пускают туристов, открывается вид на город столь живописный, что город стал местом регулярных пленэров. Сами художники едут на городские виды и архитектурную старину, которые еще сохранились здесь лучше, чем во многих других малых городах. Объяснение простое: Касимов расположен на тупиковой ветке железной дороги: на него пока еще не обратили внимания современные застройщики и благоустроители. Колесный теплоход «Золотое Кольцо», периодически чалящийся к пристани в разгар туристического сезона, становится для провинциального городска окном в цивилизацию: касимовцы ходят смотреть туда развлекательную программу.
По причине же отсутствия транзита в городе сохранилась сплоченная местная община, которая, в свою очередь, сама тепло принимает гостей. Согреться чаем или кофе местного завода-обжарщика можно в культурном пространстве «Маяк» на Набережной. Там же — поучаствовать в мастер классе и сделать семейный сувенир на память о поездке в Касимов. На «блошку» — самобытный городской рынок, работающий по четвергам и воскресеньям, — лучше идти с местным провожатым, чтобы сэкономить.
Переночевать можно в гостинице «Касимов» или на выбор есть еще шесть, а также квартиры посуточно, санатории, базы отдыха, глемпинги. За ночь от 600 руб. до 4300 руб. Кафе, рестораны с русской, татарской, европейской кухней. Обеды от 350 рублей, ужин в среднем на 1000 руб.
Таруса — литературный и художественный портал России
Таруса уже привыкла к наездам туристов: город почти «спит» с понедельника по четверг, о чем говорят часы работы многих заведений, а в пятницу его население резко увеличивается.
Да и обычные туристы уже привыкли к тому, что Таруса — своеобразная «творческая слобода». Время, когда можно было «услышать из открытых окон, из садов и палисадников разговоры и споры о Пикассо или последней книге Каверина, о Сарьяне и пьесе Арбузова» (К. Паустовский) – уже в прошлом. Но Таруса все же осталась «модным местом» для интеллигенции, в нее и сейчас приезжают жить и вкладываются талантливые и активные люди.
Гостями же приезжать в нее надо, в первую очередь, для того, чтобы захотеть читать. В Тарусе стоит постоять у памятников Николаю Заболоцкому, Марине Цветаевой, Белле Ахмадулиной, Константину Паустовскому. Но не просто постоять, а вслух почитать возле них их тексты. Селфи около памятника нужно заменить видеосъемкой этого чтения, а поэтому ехать надо не в одиночку, а с подругой или другом в качестве оператора. Читать при этом надо не со смартфона, а со страниц книги того автора, под чьим памятником вы стоите.
Ветер с Оки будет слегка трепать страницы, что сделает репортаж живым. Ну и конечно, читать стоит с выражением, а для этого желательно посвятить дорогу в Тарусу (если вы, конечно, не за рулем), выбору того отрывка прозы или стихотворения, которое тронет вас больше всего. Уверяю, результат будет не стыдно разместить в сети.
Если такой алгоритм выглядит сложным и непривычным, нужно сперва зайти в музей К. Г. Паустовского на экскурсию ангела-хранителя этого музея Накии Исхаковны Шеметовой. Когда, рассадив экскурсантов в кружок, она начнет говорить о мире, окружении и Тарусе Паустовского, вы не сможете оторваться, тем более, отвлечься на что-то другое.
Возьмите с собой на экскурсию блокнот и карандаш: вы непременно захотите записать названия тех рассказов и повестей писателя, которые будет перечислять рассказчик. А по возвращении вам захочется прочитать или перечитать и «Повесть о жизни», и «Золотую розу», и «Мещерскую сторону», и «Ильинский омут», и «Корчу на Брагинке», и множество других шедевров четырежды номинанта на Нобелевскую премию. Лишь начав читать, вы поймете, что текст настоящей литературы может не только выглядеть как набор печатных знаков, он может звучать, пахнуть, быть холодным или теплым наощупь и иметь вкус.
В вкусно поесть в прямом смысле слова в Тарусе можно в «Тарусском времени» на Луначарского, а в булочной-кондитерской «Провинция» на Октябрьской продаются фирменный цветаевский яблочный пирог, цветаевские синабоны. Теплый нежный цветаевский раф — как раз для путешествия в ноябрьские выходные. Губернаторский номер на двоих в бутик-отеле «Онегин» стоит 6,5-7,5 тыс. руб. в сутки в зависимости от дня недели.
Санкт-Петербург: непарадные маршруты по парадным, Коломна и та самая аптека
Петербург — главный туристический центр России, однако и нем есть места и пути, еще не исхоженные туристами.
Один из маршрутов для гостей города, уже изучивших «парадную» часть города – экскурсии по парадным (в московской версии – подъездам) доходных домов Петроградской стороны. Когда узнаешь, что в таких домах сдавались не только этажи, квартиры, комнаты, углы, но даже койки (причем, по часам без смены белья и пр.) так, что через одну и ту же квартиру «прокачивалось» до 80 человек в день – это самое острое впечатление «непарадного» Петербурга.
Впрочем, — это «нутро», которого не видно снаружи. А снаружи застройщики и домовладельцы, чтобы привлечь богатую часть арендаторов, старались не отставать от последних трендов: так, собственно, и возник петербургский модерн в архитектуре. Его проявления сохранились и в парадных — в дизайне входных дверей, интерьере парадных, каминах и, безусловно, цветных витражах. Функциональное назначение последних — скрыть от взоров поднимающихся по парадным лестницам богатых съемщиков «зады» доходных домов — дворы-колодцы с их, как правило, не самыми приятными видами.
В разное время и по разным причинам элементы убранства парадных подверглись разрушению: в 90-е многие камины были демонтированы и вывезены расторопными «приватизаторами». Деревянные входные двери с резьбой не пережили внедрения «домофонной системы» в начале нулевых и были заменены на железные. Двери в квартиры часто заменялись новыми самими хозяевами. А самая трогательная, но не менее печальная участь постигла цветные витражи: пережив революцию, войну, большинство из них были разобраны в 60-е годы прошлого века — догадайтесь кем и зачем?
Петербургская Коломна — удивительно тихое место рядом с туристическим центром города. Свою веселую поэму «Домик в Коломне» Пушкин написал, вероятно, еще и потому, что жил в этом районе в молодости и ходил в Покровскую церковь. Позднее церковь была разрушена большевиками. Однако некоторым другим храмам повезло больше: так революционные матросы спасли от разрушения Николо-Богоявленский собор, потому что он при Екатерине стал морским. В Коломне в разное время жили Суворов и Блок. В знаменитую аптеку из стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» можно зайти. И, конечно, одним из знаковых мест района является Семимостье — точка, с которой видно сразу семь петербургских мостов.
Стоимость экскурсий — 1,5-2 тыс. руб. на человека в зависимости от размера группы.
Ереван: замшевые горы, розовый город и поющие сверчки
В Армению пока еще можно въехать по внутреннему российскому паспорту, армянская таможня доброжелательна.
Горы вблизи Еревана — это уже не Кавказ, они не такие высокие и не такие лесистые. Сквозь растительность проглядывают проплешины желтоватой скальной породы, а контур — в сероватой дымке. Вид издали кажется замшевым, так что горы хочется пощупать.
Знаменитые светомузыкальные фонтаны на площади Республики к началу ноября петь уже перестанут. Зато еще какое-то время (до впадения в зимнюю спячку) на этой же площади в начале ноября еще можно будет услышать поющих сверчков. Они чувствуют себя хозяевами в городе и заглушают своими трелями и гул толпы, и постоянно бибиканье автомобилей (местное спортивное развлечение), и даже музыку самих фонтанов, когда те включены.
Если озябнете — заходите в музей Мартироса Сарьяна в самом начале улицы, названной его же именем. Там солнечный свет, тепло и радость польются на вас с каждой картины. Разноцветные натюрморты сменяются городскими сказочными сельскими пейзажами, фантазийными фольклорными зарисовками и изысканными женскими портретами.
К Сарьяну судьба была более благосклонна, чем к Сергею Параджанову, который мог снять гораздо больше киношедевров, чем ему позволили. Но настоящий талант живет и проявляется в творчестве, несмотря на гонения, преследования и лишения. Из чего можно сделать красоту, если не дают снимать кино? Из осколков разбитой посуды, сломанных детских игрушек, лоскутков разноцветной материи, обрывков газет и старых фотографий художник делал коллажи. А в тюрьме, как оказалось, можно рисовать колоды карт на спичечных коробках, а на крышках из-под советского кефира ногтем выдавливать лики святых. Творчество Параджанова выставлено в его музее в Ереване на ул. Дзорагюх.
Армения древняя — в хранилище рукописей Матенадаране и окрестных монастырях. Страна поражает изобретательностью в сохранении своего религиозного наследия. Сначала для распространения христианства среди армян их просветителем Маштоцем был специально создан алфавит. Потом христианские рукописи специально украшались вязью, чтобы защитить их от уничтожения восточными завоевателями. А в атеистическое советское время в стилистике запрещенных к строительству храмов проектировались и строились залы самого Матенадарана.
Стандартный номер на двоих в центре города обошелся в 8 тыс. руб. в сутки, кафе и рестораны есть на разный кошелек. Рублевые карты к оплате не принимают, но с карты Мир можно снять драмы в нескольких банкоматах ВТБ, находящихся в Ереване. Иногда принимают к оплате и наличные рубли, но курс, конечно, хуже, чем банковский. Наличные рубли можно обменять на драмы в обменниках.