В эпоху смартфонов трудно представить, что каких-то пятьдесят лет назад телефонный звонок мог стать целым событием. Домашняя телефонная связь в СССР была редкостью — стационарный аппарат был далеко не в каждой семье, зато уличные телефонные будки стояли почти на каждом углу.
Это было неотъемлемой частью привычной жизни — отстоять очередь, опустить в специальный желобок на железном аппарате монетку и крутить циферблат, тихий «стрекот» которого остался только в теплых детских воспоминаниях тех, кто застал советское время.
Телефонные будки фигурируют во многих советских фильмах: «Я шагаю по Москве», «Иван Васильевич меняет профессию», «Карнавал», «Операция „Ы“», «Каждый вечер в одиннадцать», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи» и сотнях других картин. А в детском мультфильме «Чебурашка» главный герой даже использует будку вместо жилища.
Историю советского таксофона изданию Vokrugsveta.ru рассказала Елена Горькова, экскурсовод Музея советского быта при отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР».
Связывая города
Самой распространенной моделью был таксофон АМТ-69, что означает: автоматический монетный таксофон 1969 года. Этот аппарат был разработан в Ленинграде Центральным отраслевым научно-исследовательским институтом связи в начале 70-х годов и с 1974 года выпускался в промышленных масштабах Пермским телефонным заводом.
Состоял таксофон АМТ-69 из корпуса, отсека копилки, телефонной трубки, отсека монетно-контрольного устройства с блоком электрических цепей и дискового номеронабирателя.
В этой модели отводилось три минуты на разговор, после чего процедуру с опусканием монетки следовало повторить, чтобы разговор можно было продлить еще на три минуты. Но в экстренные службы (милицию, скорая помощь, пожарную и газовую службы) можно было звонить бесплатно.
Таксофон имел надежную защиту от взлома. Если пытались открыть без ключа копилку, украсть аппарат (кстати, весивший около 12 килограммов), оторвать трубку — сразу поступал сигнал на пульт дежурному АТС.
Стоимость одного телефонного звонка составляла в начале 15 копеек, после деноминации 1961 года — две копейки. Советские люди откладывали в кошельке «двушки», просили их на сдачу в магазинах, а если не находилась такая монетка, всегда можно было обратиться к прохожим — мало кто отказывал, зная, что в следующий раз и сам может оказаться в такой же ситуации. Да и сумма по тем временам была незначительной. Для сравнения, проезд в общественном транспорте стоил три-пять копеек.
Монета на нитке
Разумеется, находились те, кто и такую сумму платить не хотел. Для этого придумывали разные лайфхаки, например, в монете сверлили дырку и привязывали к ней ниточку, и дальше только требовалось потянуть за нее после окончания разговора. А бывала и обратная ситуация, когда автомат «проглатывал» монету, так и не соединив с оператором. В такой ситуации обычно стучали по аппарату в надежде вернуть зря потраченную мелочь.
Подобные сбои, увы, были не единственным минусом этого вида связи. Так, она была односторонней: позвонить из будки было возможно, а принять звонок— нет.
Еще одно ограничение: долгое время звонить можно было только в пределах своего населенного пункта, а для междугородних разговоров отправляли специальные приглашения-телеграммы, шли на главное почтовое отделение, где был переговорный пункт, и в ожидании соединения могли провести там не один час. Позже стало возможно звонить и в пригородные зоны.
Две копейки на шнурке
Интересно, что с телефонной будкой связана история возникновения советского прототипа социальной сети, еще до того, как в нашу страну пришел интернет. Возникла она в 80-х годах прошлого века и была популярна в основном в Ленинграде. В какой-то момент граждане подметили, что при звонке на несуществующий номер можно соединиться с другими абонентами, которые звонили на этот же номер.
В итоге молодые люди стали целенаправленно искать такие номера, а общения по ним стали называть разговорами в эфире. Это переросло в аналог социальной сети, где были даже свои лидеры мнений. А чтобы узнавать друг друга в реальной жизни, девушки и парни носили на шее две копейки на нитке. Позже это социальное явление потеряло актуальность, хотя тогда его поддержал даже ленинградский комсомол.
Ушедшая эпоха
В начале 90-х с приходом инфляции копейки стали переделывать под жетоны, а в начале двухтысячных годов устаревшие таксофоны АМТ-69 стали заменять на более современными модели с карточной оплатой. Затем стала активно развиваться сотовая связь, и таксофоны потеряли свою значимость.
Модель АМТ-69 исчезла с улиц городов, и только единичные образцы стали экспонатами в музеях. Например, в Музее советского быта при отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР» под Москвой еще можно увидеть советскую телефонную будку с таксофоном АМТ-69 и даже позвонить за две копейки — так же, как это делали в СССР.
И, как говорит экскурсовод музея Елена Горькова, такой возможности радуются не только взрослые, но и дети, для которых набрать номер на крутящемся диске — настоящий квест.