Новый график работы нарушает распорядок, на отладку которого ушли годы; рабочая группа отстает от графика; открывается новая возможность, и в ней нужно срочно разобраться.
Вы не понимаете, сколько еще времени сможете вносить арендную плату или беспокоитесь о своей безопасности и безопасности своей семьи или друзей. Планета нагревается, в конце концов!
Что вам нужно делать — идти, мчаться или просто стоять на месте? На этот вопрос пытаются ответить и отдельные люди, и целые организации. Специалисты по работе с персоналом часто утверждают, что в условиях неопределенности необходимо действовать быстро.
Когда вы не уверены в поступлении дохода, одно из простейших решений — сократить команду. Ведь именно зарплата — самая крупная статья расходов в бюджетах организациях.
Тем не менее исследования говорят как раз об обратном: с 1980 года компании, которые максимально оттягивают решение о сокращении персонала, со временем добиваются лучших результатов, чем компании, спешащие уволить людей. Почему?
Оказывается, причина не только в том, что ценных специалистов трудно заменить, но и в том, что увольнения разрушительно воздействуют на моральный дух и производительность оставшихся сотрудников. Организации, которые ставят экономическую эффективность выше справедливости, в итоге обнажают свои истинные намерения. Ценности и доверие трудно вернуть.
Однако урок не в том, что персонал нельзя сокращать или что мы никогда не должны быстро реагировать, а в том, что быстро реагировать не всегда означает мудро. В меняющемся мире самый быстрый бегун не всегда финиширует первым.
Суперспособность: двигайтесь медленнее
Чтобы преуспеть в быстро меняющемся мире, замедляйте собственный темп.
В перевернутом мире, который уговаривает, умасливает и принуждает нас двигаться еще быстрее, ключ к настоящему успеху и развитию — делать противоположное, то есть учиться двигаться медленнее.
Старый сценарий гласит, что нужно бежать быстрее, чтобы не отстать. Но в меняющемся мире условия забега меняются, потому что финишная черта постоянно смещается.
О чем бы ни шла речь — о требованиях бизнеса, домашних и семейных приоритетах, обязанностях, которые нужно совмещать, отношениях, требующих развития, или о безжалостной неопределенности, с которой нужно справляться, — чем быстрее и дольше мы бежим без отдыха, не размышляя и даже не обращая на это внимания, тем хуже с течением времени становятся наши результаты.
Несмотря на это, для большинства людей именно стремление бежать быстрее остается установкой по умолчанию. Мы застряли в старом сценарии, что не сулит ничего хорошего. Особенно если мы бежим быстрее в одиночку.
Когда мы учимся двигаться медленнее, результаты улучшаются во всем. Мы принимаем более мудрые решения, меньше страдаем от стресса, становимся более здоровыми и устойчивыми психологически, укрепляем наши связи с эмоциями и интуицией, сосредоточенностью и ясностью цели.
Парадоксально, но замедление на самом деле дает нам больше времени, что снижает тревожность. Замедление повышает продуктивность и отправляет выгорание на свалку. Фактически многие формы роста происходят только вместе со спокойствием.
Мне понадобились годы, чтобы научиться двигаться медленнее. Бόльшую часть жизни я со всех ног мчалась к целям, поставленным передо мной другими, прочь от своих страхов, не задумываясь о его причинах. После смерти родителей мне хотелось бежать подальше от этой ситуации как можно скорее, но я этого не сделала. Я не поддалась, с этого и началась моя практика первой суперспособности.
Потребовалось еще много лет, чтобы по-настоящему понять динамику происходящего — как внутри, так и в моих отношениях с миром. Сегодня я могу жить намного медленнее, чем раньше, хотя, как говорится, нет предела совершенству.
Путем проб, ошибок и сознательной практики я научилась ценить силу паузы. Теперь меньше беспокоюсь. Стыдно признавать, но теперь я замечаю множество вещей, мимо которых раньше просто пробегала. А то, чего я раньше боялась, сейчас приносит радость.
Сразу проясню, что замедление движения не означает остановки, лени, застоя, отсутствия цели или (пожалуй, самое ужасающее возражение) безразличия. Проблема также не решается простым отпуском, загрузкой специального приложения или поиском быстрого решения в духе «раз-и-готово» (по иронии судьбы, такой метод принесет кучу бед, поскольку то, что вы пытаетесь «исправить», постоянно меняется).
В реальности медленный бег подразумевает активное движение в стабильном темпе. Иными словами, вы успокаиваете разум и сосредотачиваетесь на том, что действительно важно.
Конечно, иногда нужно бежать быстрее. Тут на ум приходят две причины: чтобы не столкнуться со встречным автомобилем и вовремя сделать прививку в период пандемии. А когда мы находимся в потоке, то есть полностью погружены в то, чем занимаемся, то можем ощущать себя более живыми, подвижными и думающими, чем обычно.
Разум вредит нам гораздо чаще, когда мчится, а не когда сохраняет спокойствие. Мы тратим время на оправдание ожиданий, возложенных на нас кем-то, а затем спрашиваем себя, куда ушло наше время, а вместе с ним и наши надежды, мечты и желания.
Мы бежим все быстрее и быстрее, но, поступая так, невольно пробегаем мимо настоящей жизни, даже не пытаясь ею насладиться. Однако так быть не должно, и менять все нужно прямо сейчас.
Насколько быстро вы бежите?
В этом упражнении две части.
1. Честно ответьте на следующие вопросы:
— Ощущаете ли вы, что двигаетесь по жизни слишком быстро?
— От кого или от чего исходит ваша жажда скорости?
— Как думаете, что бы вы обнаружили, если бы замедлитесь в достаточной степени, чтобы переключить внимание?
— Если бы вы знали, что завтра умрете, к какой цели или к кому бы вы побежали?
— Дополнительный вопрос: были ли у вас трудности с тем, чтобы взять паузу при выполнении этого упражнения?
2. Нарисуйте на листе бумаги четыре концентрические окружности (в виде мишени) и обозначьте их следующим образом:
— Внутренний круг — это ваши личные искания: отношения с собой, личные цели и то, как вы хотите проявить себя в жизни.
— Второй круг — ваши личные отношения: с семьей, близкими, друзьями.
— Третий круг — ваша роль в организациях: профессиональные обязанности, опыт, коллеги и прочее.
— Внешний круг — ваша роль в мире: например, как гражданина, потребителя, защитника климата, путешественника и прочее.
Напишите, в какой из этих областей вы двигаетесь слишком быстро. В какие круги попали записи, а какие остались пустыми?
Теперь перечислите причины. Откуда исходит желание бежать как можно быстрее? Вы заставляете себя сами или вас побуждают к этому другие? Когда началось давление, заставляющее вас бежать быстрее? Заметили ли вы это в тот момент?
Вы можете также записать свои типичные механизмы преодоления трудностей и помогли ли они.
Теперь посмотрите на картину в целом. Какие области вашей жизни нуждаются в замедлении? Есть ли области, с которыми справиться легче, чем с остальными?
Наконец, подумайте, кому еще может быть полезно это упражнение (коллегам, членам семьи и другим), и предложите им выполнить его.
Старый сценарий на огромной скорости
В 2010 году исследователи из Гарвардского университета сообщили, что 47 процентов времени бодрствования мы тратим на мысли о том, чего не происходит. В тот момент смартфонам было всего три года.
Мы едва начали приспосабливаться к мобильным устройствам, которые в течение десятилетия стали не только нашими телефонами, телевизорами, учителями, операционистами в банке, турагентами, прачечными самообслуживания, исповедальнями, но и предоставляют нам транспортные услуги, заказывают еду, устраивают знакомства и выполняют множество разных дел.
При этом каждое приложение, каждая кнопка на вашем смартфоне — это еще один фактор отвлечения внимания, уводящий ваши мысли далеко от магии жизни, разворачивающейся прямо перед вами.
Современная экономика спроса развернулась вовсю, а вместе с ней и наши ожидания от жизни в духе «всегда на связи» в режиме 24/7. Мы считаем само собой разумеющимся, что Amazon доставит товар на следующий день, если не раньше; при вызове такси огорчаемся, когда приходится ждать больше трех минут; передаем свои задачи на аутсорсинг для «оптимизации» собственной жизни, экономя на самом деле всего пять минут.
И неважно, что эти действия радовали нас или обеспечивали общение с семьей и друзьями: гораздо лучше сэкономить это время для якобы продуктивности. Но вот в чем загвоздка: мы несчастны от всей этой беготни.
Миллениалов — людей, родившихся с 1981 по 1996 год, — называют поколением выгорания, поскольку они усвоили идею, что наша самооценка напрямую зависит от того, сколько мы работаем; и эту идею подкрепляет общество, система образования, а часто и наши сверстники и родители.
Получается, мы должны работать постоянно. И все же миллениалы — лишь верхушка айсберга. Управляющие и менеджеры сообщают о растущих требованиях к их времени. Они обеспокоены благополучием своих команд, поскольку их вынуждают, вознаграждая за это, ставить во главу угла квартальную прибыль, а не долгосрочное здоровье.
С каждым годом учителям приходится преподавать все большему количеству учеников, в более сложных обстоятельствах, с меньшим количеством ресурсов. Миссионеры, воспитатели и другие люди, посвятившие себя служению, совсем выбились из сил. Родители оптимизируют игровое время детей. И список можно продолжать.
Семена этой проблемы закладываются в юности, когда нам говорят, что мы можем и должны всего добиться, — такова особенность старого сценария. Казалось бы, подобная установка поощряет амбиции и достижения. Отлично!
Однако она навсегда оставляет нас с ощущением, что мы не справляемся: недостаточно делаем, недостаточно зарабатываем, недостаточно имеем. Следовательно, нам недостаточно. Так что продолжайте и бегите быстрее!
Такая установка ведет к травле самого себя. Дело не в способностях, просто, работая усерднее, вы сможете стать лучше во всем! Парадоксальным образом эта идея приводит нас к тому, что психоаналитик Джош Коэн назвал «странным сочетанием истощения и тревоги, постоянным состоянием неудовлетворенности тем, кто мы такие и что у нас есть. И это приводит к ощущению, что мы скорее слуги, чем хозяева… бесконечной работы, которую выполняем ради приближения к так называемому лучшему „я“».
Хотя жизненные обстоятельства у всех разные, реальность в стиле «вечно беги быстрее» стала частью современной культуры. Женщины и мужчины стремятся «получить все» и «сделать это».
Вы мчитесь, чтобы не отстать от оплаты ежемесячных счетов или демонстрации богатства (реального или фальшивого) соседям, тогда как они занимаются тем же самым. Вся эта непосильная беготня сводит нас с ума, но почему-то мы не можем от нее отказаться. Никто не собирается останавливать эту карусель.
Существует неразрывная связь между способностью к замедлению и к преуспеванию. Но при этом равновесие становится все более хрупким, поскольку наш мир — намеренно или нет — создан так, чтобы помешать нам его найти.
Вы не список неотложных дел
И выполнять его необязательно. Не все культуры мира одержимы стремлением к быстрому бегу и постоянной деятельности. Вы когда-нибудь задумывались о неделании?
Неделание не означает лишь отсутствия работы. Мы часто относим к ничегонеделанию такие виды активности, как медитация или ведение дневника. Однако эти занятия во многом делание, ведь вы заняты, мыслите.
Когда я говорю «ничего не делать», я действительно имею в виду ничегонеделание, то есть никаких действий, никаких отвлекающих факторов, никаких целей. И что важно, при этом вы верите, что небо от этого не рухнет вам на голову. Вообще-то оно даже может оказаться светлее и ярче, когда вы остановитесь посмотреть на него.
Никсен
В Нидерландах есть социально приемлемое и признанное в культуре понятие ничегонеделания — никсен. Это слово буквально означает «ничего не делать» или делать что-нибудь без какой-либо продуктивной цели, то есть осмелиться бездельничать.
Выгоды такой философии огромны. Голландские исследователи обнаружили, что люди, которые регулярно ничего не делают, обладают пониженной тревожностью, более здоровой иммунной системой, улучшенной способностью рождать новые идеи и решать проблемы.
Главное — предаваться этому регулярно (для начала хотя бы несколько минут в день), не имея цели и не раздумывая, продуктивно ли такое времяпрепровождение.
У-вэй
В китайском буддизме примерно с 700 года до нашей эры существует понятие у-вэй (無為), что означает «бездействие», или «действие посредством наименьшего действия». Оно занимает центральное место в философии даосизма.
У-вэй отличается от никсена наличием стратегических целей: это своего рода избирательная пассивность, направленная на то, чтобы приспособиться к ситуации, а не лихорадочно пытаться ее контролировать. Достичь такого состояния можно лишь тогда, когда вы достаточно замедлились, чтобы реально оценить происходящее.
У-вэй часто сравнивают с пребыванием в состоянии потока. Это все равно что быть как вода, деревья или мох. Они не только приспосабливаются и принимают форму окружающей среды, сгибаясь от тяжести ветра, камней или почвы, но их сила и стойкость основываются на медленном росте и развитии. Словом, их сила в том, что они никуда не торопятся.
После смерти родителей моя жизнь одновременно и остановилась, и утроила скорость. С одной стороны, приходилось учиться множеству вещей, с другой — время словно замерло. Делать было нечего и одновременно надо было делать все. Я столкнулась с зияющей дырой, заполнить которую могла только делом или горем.
Оглядываясь назад, должна сказать, что самым полезным для меня стало тогда бездействие. Девушке, желавшей окончить колледж и начать взрослую жизнь, было трудно пропустить один семестр и проучиться лишний год.
Пока я горевала, друзья окончили учебу. Мы с сестрой Эллисон предстали перед трагической правдой ситуации и пытались найти новую опору в жизни, исходя из различного жизненного опыта. Мы не раздирали свои души, но копались в них, и это многое изменило.
За двадцать пять лет, прошедших с тех пор, мир ускорился, а умение человечества замедлиться и бездействовать отчасти утратилось. Перед лицом общего тревожного состояния и сомнений лучшее, что мы можем сделать сейчас, — включить недеяние в свою жизнь. Оно может означать паузу, витание в облаках или просто неподвижное сидение.
Это простое, но глубокое действие удерживает вас в огромном пространстве — неизвестности, чтобы вы могли понять, что бежали слишком быстро.
Отрывок из книги Эйприл Ринне «В потоке перемен: 8 принципов для сохранения устойчивости и процветания в условиях постоянных изменений». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2022.
Читайте книгу целиком
О гибком мышлении, необходимом в бизнесе, карьере и жизни.